Гены населения острова Пасхи частично подтверждают гипотезу Тура Хейердала о том, что население доколумбовой эпохи связано с Полинезией.

Знаменитый норвежский этнограф, антрополог и путешественник Тур Хейердал выдвинул гипотезу о более удаленных населенных пунктах мира - в Тихом океане, примерно в 3500 км от чилийских берегов сонной пустыни, из вулканического ствола острова Пасхи - как из выходцев с Перу через океан пришли, эра пирмсколумбы в Америку пришла неизвестной этиологии в белых и рыжих людях. а позже, во второй волне, коренных американцев , прибывшие на долгое время, долгое время рассматривались как необоснованная фантазия. потомки Скептики называли Хейердала одним из наиболее ярких примеров так называемой псевдоархеологии, делая вид, что не видят части его теории, основанной на археологических открытиях, неоспоримых фактах и ​​поразительных сходствах. Теперь критикам-снобам придется снова заглушить тон своих речей - другое исследование местных генов острова Пасхи, опубликованное в академическом журнале, доказывает, что Хейердал был, по крайней мере, частично правдой.

Полинезия - мир Южных морей

Полинезия - известная как область центральной и южной частей Тихого океана, заключенная в огромный воображаемый треугольник с примерно 1000 островами, - одна из самых изолированных частей мира. Европейцы не открыли полностью этот уникальный мир Южного моря до 18 века, сразу же прибегнув к колонизации и христианизации, характеризовавшимся резким подавлением полинезийских традиций и религии , а также такими местами, как остров Питкэрн, и даже разрушением культурных памятников. В то же время XIX в. В начале XIX века западные исследователи, путешественники и ученые из различных дисциплин также приступили к более или менее систематическому изучению полинезийской культуры и истории, которое, конечно, первоначально было менее исследовательским, но более описательным.

Тесто полинезийского происхождения

Полинезийское происхождение или этногенез интересовало первооткрывателей, и ученые еще не пришли к окончательному решению. Например, капитан Кук , один из полинезийских исследователей откровений, был убежден, что новозеландские маори имеют какую-либо связь с Канадой, живущим квакуитлу ( квакуитль ). Подобные мысли о связи между древними американцами и полинезийцами, последние зародились на Западе, высказывались некоторыми другими в XVIII и XIX веках. исследователи. В то же время, однако, опираясь прежде всего на лингвистические знания, которые позже были дополнены археологическими данными (распространение предметов лапитской культуры) в ХХ веке. В середине двадцатого века большинство ученых укрепили свою веру в жителей Юго-Восточной Азии, особенно индейским племенем в выходцев из Тайваня , как в предков полинезийцев. XX век В 1990-х годах полинезийское происхождение азиатских монголоидов с небольшой примесью более поздней меланезийской крови также было подтверждено новыми технологическими возможностями генетической науки - картированием отдельных генов и произошедших в них мутаций.

В выпуске журнала Science Progress , Fast Trains, Slow Boats and the Ancestry of the Polynesian Islanders за 2001 год два исследователя, педиатр-тропический Стивен Опенхеймер и биолог-генетик Мартин Ричард, изложили ключевые версии истории полинезийского населения, принятые большинством ученых того времени. Они написали:

"(..) Вопрос о предках полинезийцев обычно связан с происхождением австронезийской языковой семьи. На этих языках говорят по всей Полинезии, во многих частях побережья Меланезии (Новая Гвинея, Бисмарк и Соломоновы острова, Новая Каледония и Фиджи) и во всей Юго-Восточной Азии (Индонезия). Малайзия и Филиппины), но не в Новой Гвинее (где говорят на папуасском языке) или в Юго-Восточной Азии (за редкими исключениями, которые считаются недавними инновациями).

Всего было выдвинуто три основные гипотезы, объясняющие происхождение полинезийцев.

Первый из них напрямую связывает экспансию полинезийцев с распространением австронезийских языков из внутренних районов Восточной Азии на острова Юго-Восточной Азии. Эта модель, которая в настоящее время является доминирующей, в народе называется «Полинезийский экспресс» или «высокоскоростной поезд», но ее также называют «выходом из Тайваня». Соответственно, австралийская языковая семья сформировалась на Тайване примерно 4000-5000 лет назад, эволюционировав из первых языков, принесенных южнокитайскими рисоводителями, которые приехали сюда примерно на 1000 лет назад. Затем фермеры, говорящие на австронезийском языке, перебрались на Филиппины и в Индонезию, где предположительно заменили местное коренное население охотников-собирателей. Затем они путешествовали по меланезийскому побережью (без внутренних земель и без смешивания с земледельческими племенами Новой Гвинеи), пока не распространились на ранее необитаемые острова Тихого океана, область, которую мы называем сегодня Полинезией. Согласно этой гипотезе, распространение генов, языков и культур (включая сельское хозяйство и связанные с ним образы жизни) происходило одновременно. Однако некоторые другие гипотезы о полинезийском происхождении на островах отделяют первоначальное формирование их этнического сообщества от распространения австронезийских языков.

Следующая большая гипотеза (названная версией «медленной лодки» - aliens.lv ред.), Основанная на лексическом разнообразии австронезийской языковой семьи, предполагает, что полинезийцы как другой этнос развились в Меланезии и, таким образом, они не имеют близкого родства с народами Юго-Восточной Азии.

Сторонники третьей гипотезы считают, что полинезийцы произошли с островов Юго-Восточной Азии, где австронезийские языки могли развиваться в прошлом. Одна из версий этой точки зрения предполагает, что происхождение полинезийцев связано с древним «коридором путешествий» (отсюда популярное название этой версии - модель «соединенных побережий» - aliens.lv ed.) Между островами Юго-Восточной Азии и Меланезией. (..)

Крайняя альтернативная гипотеза, выдвинутая Туром Хейердалом, предполагает, что полинезийские предки могли происходить из Южной Америки, исключена из этого обсуждения. Доисторические исследователи больше не воспринимают эту точку зрения всерьез ».

Предположительно, Опенгеймер и Ричард, наряду со многими другими критиками Хейердаля, не чувствовали бы себя очень комфортно, если бы теперь им напомнили об оценке гипотезы норвежского этнографа, цитированной выше. Поскольку именно генетика, выводы которой они резюмируют в своей статье, в третьем (?), Недавно опубликованном генетическом исследовании населения острова Пасхи, предоставила доказательства того, что Хейердал на острове Пасхи или в Рапанудже был мигрантом из Перу (первая волна) был прав.

«Крайняя» южноамериканская гипотеза

Экскурсия Хейердал ХХ век. Гипотеза, выдвинутая в начале 1940-х годов о южноамериканских индейцев как часть полинезийских предков, казалась ученым того времени не только неприемлемой, но даже абсурдной. В своей книге «Путешествие в Кон-Тики» Хейердал рассказывает о встрече с неназванным, тогда авторитетным американским ученым, которому он хотел прочитать рукопись, в которой излагаются его мысли о доисторических отношениях между Полинезией и Америкой: живущих среди легенд инков среди светлокожих, рыжеволосых и бородатых людях неизвестного происхождения,

«Итак, все началось на острове в Южном море, где старый туземец сидел у огня и рассказывал свои семейные сказки и легенды. Много лет спустя я сидел с другим стариком, но на этот раз в темной комнате высотного здания в большом музее в Нью-Йорке
. Стены комнаты были заняты книгами, некоторые из которых, возможно, прочитали не более десяти человек, и старик, который, вероятно, читал все эти книги и написал некоторые из них, сидел за своим столом - первый и добрый - но теперь я, вероятно, был тронут. в уязвимое место, потому что он быстро схватился за спинку стула и выглядел так, как будто я расстроил его намерения ».«
Нет! »- воскликнул он, -« Навсегда! »
Это было бы похоже на Санта-Клауса, если бы кто-то осмелился сказать, что Рождество будет в середине лета в следующем году. ...
- вы ошибаетесь, совершенно ошибаетесь, - возмутился он и покачал головой, как бы желая избавиться от этих мыслей.
- но вы еще не знакомы с моими доводами - я пытаюсьЯ возразил и с надеждой помахал рукой рукописи на столе.
- Аргументы!- воскликнул он.- Вы не имеете права относиться к этнографическим проблемам как к какой-то детективной тайне!
- Почему нет?- Я попросил.- Все мои выводы основаны на собственных наблюдениях и фактах, описанных учеными.
- Задача науки чисто исследовательская, - спокойно объяснил он, но вместо того, чтобы пытаться это доказать, есть другая.
Он осторожно отодвинул неоткрытую рукопись в сторону и наклонился над столом.
- Однако верно то, что Южная Америка является колыбелью своеобразной цивилизации древности, и что мы не знаем, кто создал эту цивилизацию и куда они исчезли, когда к власти пришли инки.Но одно мы знаем наверняка: никто из народов Южной Америки не перебрался на острова Тихого океана.
Он задумчиво посмотрел на меня и продолжил:
«Знаете почему?»Ответ довольно прост!Они не могли попасть туда.У них не было лодки!
«Но у них были деревянные плоты», - нерешительно возразил я.- Знаешь, голос деревянных плотов.
Старик улыбнулся и спокойно отказался:
«Ну да, попробуй просто плыть из Перу на острова Тихого океана на деревянном плоту!»

Как известно, вскоре после пересказа Хейердаль не только попробовал, но и все же поплыл на плоту из Перу в Полинезию. В 1947 году вместе с командой из пяти человек он пересек 7964 км открытого океана на голосовом плоту, построенном на древних деревянных голосах за 101 день по пути из порта Кальяо, и был брошен на атолл-риф острова Рароя в архипелаге Туамоту. После этого триумфального и уникального путешествия Хейердаль приобрел мировую известность, и его работы теперь опубликованы огромными тиражами, переведенными более чем на 50 языков. К сожалению, выпущенный в 1952 г., стр. Толстая книга Хейердала « Американские индейцы в Тихом океане: теория, лежащая в основе экспедиции Кон-Тики », в которой норвежский исследователь перечислил ряд антропологических и этнографических данных, подтверждающих доколумбовые отношения между Америкой и Полинезией, и содержит около 1000 библиографических ссылок на различные научные работы. острова, как и многие другие его работы, в том числе многочисленные лекции на научных конференциях, на которых его просили выступить, была и оставалась маргинальной или, по словам Опенхаймера и Ричарда, «крайней» гипотезой. Проблема заключалась не только в отсутствии доказательств, а это было довольно много, но в значительной степени как в том факте, что Хейердал предлагал опровергнуть общепринятые, толстые и толстые, написанные профессорами книги, представленные как несомненные истины, так и в его новой тогда методологии исследования. Как объяснил Хейердалю его друг этнолог Карл после посещения специалиста по отказу от музея:

«(..) - Ваш метод работы. Все они специалисты и не верят в метод работы, который затрагивает все специальности, от ботаники до археологии. Они сами ограничивают область своей работы, чтобы они могли углубиться и изучить все детали. «Современная наука требует, чтобы каждый специалист копался только в своем кармане. Нередко кто-то удаляет и систематизирует то, что уже вышло на свет».

XX век Во второй половине, по мере того, как количество доказательств росло и становилось все более распространенным, а различные междисциплинарные исследования получили признание, ученые, наконец, в целом приняли неоспоримую истину о существовании своего рода культурной связи между Полинезией и Америкой, сохраняя при этом скептицизм по поводу чего-то выдающегося. групповые миграции и, как следствие, поток генов. Эта точка зрения была первоначально продемонстрирована несколькими исследованиями маркеров полинезийского генома. Однако следует отметить, что в одном из результатов, опубликованных в The American Journal of Human Genetics в 1995 году , авторы отметили, что исследование соответствующих маркеров у 1178 человек из Полинезии, Западной части Тихого океана и Тайваня показало, что Гаплотипы (определенные последовательности генов), характерные для коренных жителей Южной Америки, были идентифицированы у 2 человек. Исследователи отметили, что совпадение этих последовательностей, вероятно, является первым генетическим свидетельством полинезийско-южноамериканских контактов.

Второе, более подробное и убедительное исследование генов ДНК, взятых на острове Пасхи , который был проведен под руководством Эрика Торсби, профессора иммунологии в Университете Осло. Исследование проводилось на образцах, отобранных в 1971 и 2008 годах. был взят у уроженцев острова Пасхи, которые сами утверждали, что их предков, насколько им известно, не путали с европейцами или другими неполинезийскими посетителями острова. Результаты исследований ученых в 2007 и 2009 гг. опубликовано в журнале « , которое частично подтверждает гипотезу Хейердала, - это анализ образцов Тканевые антигены ».

Исследователи проанализировали ДНК жителей острова Пасхи , сосредоточив внимание как на митохондриальной ДНК, которая предоставляет информацию о происхождении материнской линии, так и на маркерах Y-хромосомы, которая характеризует отцовскую линию. Кроме того, особое внимание было уделено HLA - human leukocyte antigen ). Все 48 рапануи, включенные в первое исследование, имели ранее известные типы мтДНК и аллели HLA в Полинезии (различные альтернативные формы одного и того же гена, которые определяют фенотипическое разнообразие признаков). Точно так же у большинства мужчин были полинезийские маркеры Y-хромосомы, что доказывает полинезийское происхождение нынешних жителей острова Пасхи. У некоторых людей были аллели HLA и маркеры Y-хромосомы европейского происхождения. Однако наибольший интерес для исследователей вызвали некоторые другие люди с типичными аллелями HLA A * 0212 и B * 3905 в своих геномах. Поскольку большинство пробоотборников Торсби, включая носителей HLA южноамериканского типа, принадлежали к одной большой семье, ученые смогли с высокой степенью уверенности определить человека, который принес эти гены местному жителю. Вероятно, это был кто-то из 1846 года. урожденная генотипированию высокого разрешения по человеческому лейкоцитарному антигену ( Мария Аквала . Примечательно, что она появилась на свет до острова Пасхи в XIX веке. В 1960-х годах работорговцы прибыли из Южной Америки, которые оставили на острове своих потомков и, конечно же, соответствующие гены в ДНК островитян.

Что еще более важно, ученые отмечают, что полинезийские и американские гены HLA, обнаруженные у островитян, перемешаны в процессе рекомбинации генов, что относительно редко для генов HLA. Генетики объясняют, что для такого слияния требуется более длительный период времени, и Торсби был убежден, что первый контакт произошел задолго до острова Пасхи в 1722 году. «открыл» экспедицию голландского капитана Рогавена.

Уверенность Торсби укрепили также результаты второго исследования (опубликованного в 2009 г. в Tissue Antigens ). Он изучил маркеры ДНК для 21 другого островка, не включенного в предыдущее исследование. Митохондриальная ДНК и маркеры Y-хромосомы не показали какого-либо вклада коренных американцев, но генотипирование HLA у двух субъектов выявило другие аллели HLA, специфичные для коренных американцев, ранее не обнаруженные в проанализированных выше образцах.

Оба исследования показывают, что Торсби сказал New Scientist в 2011 году, что Кон-Тики из Южной Америки и острова Пасхи. Хотя он думает, что есть альтернатива, отличные полинезийские мореплаватели могут отправиться в Южную Америку и вернуться. Доказательства этого могут быть найдены в куриных костях, найденных в Чили, ДНК которых показала, что птицы были импортированы из Полинезии и их возраст был определен в диапазоне от 1321 до 1407 соответственно. до того, как европейцы открыли Южную Америку. могла иметь место доисторическая экспедиция

Однако Торсби также отмечает, что результаты исследования не означают, что все идеи Хейердала были подтверждены. «Первые иммигранты, которые составили основу полинезийского этнического субстрата, прибыли из Азии». «Хейердал ошибался, но только частично», - сказал он.

Слияние генов произошло между 1300 и 1500 годами.

Как и ожидалось, критики все же объяснили результаты команды Торсби более поздней кровопролитной смесью, имевшей место после открытия острова Пасхи. Поэтому профессор и его коллеги решили продолжить исследование проблемы, и результаты новой работы, опубликованные в выпуске журнала Current Biology от 3 ноября 2014 г., не только подтверждают предыдущие результаты, но и предоставляют примерный первый набор генов (первый в Южной Америке и на острове Пасхи). рождение общего ребенка). Согласно анализу, это произошло до 19-23 поколений, что хронологически соответствует периоду с 1300 по 1500 год, то есть примерно через 3 века после того, как полинезийцы, согласно результатам предыдущих археологических исследований, колонизировали остров Пасхи.

Всего было исследовано 27 ДНК рапануи, 16% из которых обнаружили европейский генетический материал. Он был относительно неизменным и неравномерно распределенным, о чем свидетельствует его недавнее время, предположительно 19 век. происхождение. Южноамериканские маркеры были обнаружены у 8% исследованных людей, и, как упоминалось выше, рекомбинация генов показала, что их присутствие в островковом геноме нельзя объяснить XIX веком. События.

Вопросы без ответов

Конечно, даже после публикации этого исследования многие вопросы остаются без ответа. Несомненно, наиболее интересным из них является лосей- строителей в столкновении двух групп людей, упомянутых в легендах острова Пасхи, которые были почти полностью уничтожены в столкновении незадолго до прибытия европейцев, с южноамериканскими аллелями HLA Торсби. Было ли племя призраков острова Пасхи действительно потомками возможная ассоциация рыжеволосых, длинноволосых (с искусственно вытянутыми мочками ушей) инков о боге Солнца легенды Кон-Тики Виракоча , народе короля-призрака, который отправился на запад к океану? Обнаруживает ли исследование ДНК их потомков, все еще живущих на острове Пасхи, какую-либо, хотя бы отдаленную, связь с возможным происхождением европейцев, которые могли прибыть в Америку до Колумба ? Это, вероятно, будет прояснено в будущих исследованиях, которые, как мы надеемся, также проанализируют ДНК, полученную из древних скелетов, чтобы полностью опровергнуть аргументы критиков о неточности метода датирования генетических часов.

Изображение вверху: тур по Хейердалу на острове Пасхи во второй половине его жизни. Источник: blogspot.com

Источники:
cell.com
news.sciencemag.org
news.nationalgeographic.com
en.wikipedia.org/wiki/Pre-Columbian_trans-oceanic_contact
newscientist.com
class.csueastbay.edu
nytimes.com
community.plu.edu
Хейердал, Турс. 1959. «Аку-Аку: Тайна острова Пасхи». Рига: Латвийское государственное издательство.
Heijerdaās, Turs. 1957. «Путешествие с« Кон-Тики ».» Рига: Латвийское государственное издательство.

Впервые опубликовано 13.11.2014.