критическое мышление у детей с какого возраста

Содержание
  1. Когда начинать учить детей критическому мышлению
  2. Что такое критическое мышление?
  3. Когда начинать учить критическому мышлению?
  4. Давайте самостоятельно изучать мир
  5. Критическое мышление у детей с какого возраста
  6. АЛТУШКИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
  7. ГОРЯЧЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
  8. КОСТЕНКО ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ
  9. НИФОНТОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА
  10. БАЛАКАЕВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ
  11. МАЛЮГА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
  12. ШИПОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
  13. КОЧЕВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА
  14. КОСТЕНКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
  15. ПЕТРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
  16. ВОЛКОВА ВЕРА БОРИСОВНА
  17. Как развивать критическое мышление у детей
  18. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано отстоять свое мнение!
  19. Слишком сложно для дошкольника?
  20. А если не развивать критическое мышление?
  21. Как развивать у детей навыки критического мышления
  22. Критическое мышление помогает ребенку принимать правильные решения

Когда начинать учить детей критическому мышлению

«Критическое мышление» включают в число необходимых умений самых востребованных профессий настоящего и будущего (об этом подробнее можно посмотреть здесь: http://hbr-russia.ru/karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/p26131/). Говорят, что его не вытеснит даже искусственный интеллект. Более того, оно существенно повышает и безопасность, и творческие способности детей. Так что же это такое? И с какого возраста можно начинать учить ему своих детей?

Что такое критическое мышление?

Прежде всего, критическое мышление — это умение задавать вопросы и сомневаться. А сомневаться — значит не «брать на веру» и проверять даже, казалось бы, очевидные факты. И всё время искать, «как на самом деле» и «можно ли сделать по-другому, лучше». Одним словом, докапываться до сути самому.

Критическое мышление — это взвешенный подход, когда выводы делаются после всестороннего рассмотрения проблемы и размышления. Это и умение «не поддаваться на провокации и эмоции», как минимум, до проверки фактов. Такое мышление существенно повышает безопасность, потому что человек, благодаря ему, может понять, что ему впихивают что-то «не съедобное» или, например, заманивают в секту.

Термин «критическое мышление» сейчас в моде, и его часто используют как метод разоблачения «фейков». Но он много шире.

Критическое мышление — это основа познания и причина всех открытий. А где познание и открытия, там любопытство и дети. Оно идёт рука об руку с развитием когнитивных способностей и научного познания.

Умение выстраивать причинно-следственные связи, делать логические умозаключения, анализировать, уметь отделять факты от мнений, выявлять первоисточники, и другие методы научного познания — всё это лежит в основе и критического мышления. «Как заумно, — скажет тут же иной родитель, — пусть этому уже в университете учат». И явно поторопится с выводом…

Когда начинать учить критическому мышлению?

Я утверждаю, что учить детей критическому мышлению нужно практически с рождения. Один личный пример. Когда мой годовалый сын захотел потрогать включенный обогреватель, то, казалось бы, всё очевидно. Я говорю: «Осторожно, он горячий — ты можешь обжечься». Малыш всё понимает, но спустя пару минут снова тянет к нему свои маленькие ручки. Тянет осторожно, поглядывая на меня. Он хочет проверить: действительно ли она горячая, а может — каковы границы дозволенного? Как реагировать?

И есть всего два варианта. Первый — придавить малыша авторитетом, то есть фактически запугать. Это несложно: чуть повысить голос: «Ай-яй-яй, нельзя!» Мы часто так делаем из благих побуждений.

В результате, послушание растёт, а самостоятельность — падает. А вместе с падением самостоятельности, не развивается и критическое мышление. Ребёнок приучается всегда следовать указаниям «старшего», без сомнения и проверки верить мнению «авторитета».

Родители, воспитатели детсадов и учителя редко готовы добровольно подвергать сомнению свой авторитет. И это может даже работать «в плюс» — до подросткового возраста, когда авторитетом будете уже не вы. А он привык верить «авторитету», и изменить его мышление и привычки уже крайне сложно.

И есть второй вариант. К нему нас подталкивает опыт. Даже если мы запретили, и ребёнок нас послушался, мы догадываемся, что так будет не всегда. Даже совсем маленькие дети «почему-то» начинают нарушать запреты, как только оказываются в не поля зрения родителей. Каждый родитель знает, какими озорниками бывают дети «без контроля», и что за ними нужен глаз да глаз. Детей толкает на это природное любопытство и то самое критическое мышление.

Поэтому второй вариант наших действий — дать проверить малышу, что батарея действительно горячая и можно обжечься. Согласитесь, под вашим присмотром — это наиболее безопасно. Вы можете вместе подержать руку, не дотрагиваясь, над батареей. Можете прижать пальчики к батарее всего на одну секунду, только чтобы малыш сам почувствовал, как она горяча. Ребёнок должен сам научиться распознавать опасность.

Побочный, но очень полезный эффект заключается в том, что ребенок станет больше доверять вам. Потому что вы его не обманули: она действительно горячая. Потому что позволили ему потрогать, и у него нет необходимости делать это от вас скрытно.

На будущее, когда развивающийся ребёнок будет пробовать и другие опасные вещи, особенно полезно заложить привычку, чтобы он делал что-либо в первый раз только с вами. Это в разы повышает сохранение его здоровья, в частности страхует от несчастных случаев. Потому что это контролируемый (вами) риск.

Давайте самостоятельно изучать мир

Критическое мышление просто необходимо развивать, потому что основная цель воспитания — сделать ребёнка полностью самостоятельным.

И всему лучше учить на реальных примерах. Конечно, начинать стоит не с опасных ситуаций, а с познания природы и игр. Но не стоит всё время подсказывать «правильный ответ» и «помогать» ребёнку играть.

«Нет, в эту дырочку кубик не пролезет», — говорите вы, и малыш перестает толкать его. Однако лучше, чтобы он сам — методом проб и ошибок — понял, что куда пролезет, а куда нет. И почему. А для этого ему нужно сомневаться и пробовать. Даже если вы точно знаете, как «правильно» сделать.

Лично я был посрамлен, правда, не с кубиком, а с треугольником. В игрушечной машине окошки были сделаны в форме различных фигурок — кубик, треугольник, круг и сердечко. Малыш довольно быстро научился их вставлять правильно, но время от времени продолжал упрямо экспериментировать. И таки затолкал в окошко для кубика — треугольник, повернув его под другим углом. Чем был очень доволен.

Он сомневался в моих словах, что «это — невозможно», и доказал, что есть другой способ. Теперь он может начать сомневаться и в других моих словах, что может создать для меня проблемы в воспитании. Но в развитии своего мышления малыш сделал явный шаг вперёд.

Читайте также:  когда нужно делать тест на коронавирус на какой день болезни

Позволяйте задавать самые «нелепые» вопросы и отвечайте на них

Всё начинается с вопросов. И здесь дети рулят: это их любимое занятие. Впрочем, именно вопросы приводят практически ко всем открытиям, в том числе и самым гениальным. Находится кто-то, кто сомневается во всём, как Эйнштейн, и бах — открытие!

И вот здесь я буду категоричен: на все вопросы детей стоит отвечать, и вовсе не поверхностно и односложно. Ведь их интересует, не только «что это?», но и «как это работает»? Почему? Зачем? Чем глубже вы «копаете» в своих объяснениях и проще объясняете, тем лучше работает мозг ребёнка. Отдельно стоит научить ребёнка самому задавать вопросы и точно их формулировать.

А вот если вы отмахнулись пару раз, мол некогда сейчас или устали вы, и уж тем более «будешь много знать — скоро состаришься», то ребёнок может перестать вообще задавать вопросы. И это тупик, который сильно ограничивает и тормозит развитие мышления вообще.

Критическое мышление — это сомнения, а сомнения — это вопросы. Вот ключ к развитию.

Источник

Критическое мышление у детей с какого возраста

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА БУДУЩЕГО, ПРОВЕРЕННАЯ ПРОШЛЫМ

Этот сайт посвящен возрожденным классическим традициям образования.
С глубокой благодарностью к великим педагогам прошлого, оставившим нам это бесценное наследие.

ornament02

2fa67f482133f1c934235b73c2a03954 S

АЛТУШКИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

Руководитель проекта

Как перед многими мамами, передо мной когда-то встала проблема школьного обучения своих подросших детишек. Отдавать их в школу было безумно жалко. Я точно знала, что им там будет плохо, хотя и не могла тогда ясно сформулировать, почему…

e0a70f72bdae9885bfc32d7cd19a26a1 S

ГОРЯЧЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

Разработчик филологического блока

Бывают ли в жизни чудеса.

В самом начале 2008 года мне позвонили из Екатеринбурга. За полторы тысячи километров от Москвы состоятельная многодетная мама, озадаченная образованием своих детишек, нашла мои публикации, посвящённые К. Д. Ушинскому, его учебным книгам, и обратилась ко мне за советами. Это был подарок свыше!

94d43e327d9303539cb1e2aac7032668 S

КОСТЕНКО ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ

Разработчик математического блока, канд. физико-математич. наук, доцент

Более 140 опубликованных работ — научно-математических, научно-методических, историко-педагогических, в том числе учебник по теории вероятностей (изд. 2004 г. и 2012 г.) и монография «Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы» (2013 г.).

2ff2ba0051687eef5ca0459cf942940c S

НИФОНТОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА

Разработчик математического блока,
тренер-методист

Я работаю в Русской классической школе учителем математики и методистом уже более восьми лет. В эту школу я попала чудом, иначе не скажешь. Вспоминаю своё собеседование с учредителем школы — Татьяной Анатольевной.

ffee2447b152494b43d9816faaea83c8 S

БАЛАКАЕВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ

Разработчик программ по истории

По образованию я юрист. Окончил Свердловский юридический институт по специальности «правоведение». После получения диплома работал в Институте философии и права УрО РАН. Потом судьба привела меня в школу, и я стал учителем истории.

ada9a09acea936d776a6f55c82778c43 S

МАЛЮГА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Преподаватель начальной школы,

тренер-методист

Учителем начальных классов я работаю более 20 лет.

Начинала преподавать по программе традиционного обучения (математика М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова; русский язык Т. Г. Рамзаевой, чтение М. И. Горецкого). Немного поработала и по программе «Школа 2100».

9caa2793658f3cc387f216157300b1ce S

ШИПОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

Преподаватель филологии,
тренер-методист

Выбрать профессию учителя — это взять на себя огромную ответственность за юные души твоих учеников, а учитель-словесник вдвойне в ответе за то, какими людьми станут его ученики, с каким отношением к жизни, к людям, к Родине они выйдут из школы.

184b7cb84d7b456c96a0bdfbbeaa5f14 S

КОЧЕВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА

Педагог дошкольного и начального образования,
тренер-методист

Я начала работать по этой программе десять лет назад. За спиной у меня к этому времени был многолетний опыт работы в общеобразовательной школе. И я думаю, что именно он помешал мне сразу принять и оценить новую программу.

d61d44254608dd06ccdd2ff02982d14d S

КОСТЕНКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Преподаватель

церковнославянского языка

По образованию я тренер-преподаватель. До работы в Русской классической школе был детским тренером по карате. Многого достиг как сам, будучи спортсменом, так и на тренерском поприще, и считал, что спорт — это призвание на всю мою жизнь…

e31ace2a15a7c70645ad83df9ecd43b0 S

ПЕТРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

Преподаватель филологии

По специальности я учитель английского и немецкого языков. В Русской классической школе работаю с 2011 года. Моё знакомство с РКШ началось с расписания уроков, которое я случайно увидела, будучи в гостях.

c82cc4e14a1d2c8c8ffff9840d24b558 S

ВОЛКОВА ВЕРА БОРИСОВНА

Секретарь
Русской классической школы

Русская Классическая Школа стала частью моей жизни очень стремительно, буквально в течение одного дня.

Август 2012 года. Я уже полгода работаю секретарём в школе — приказы, документы, справки. А школа не обычная, средняя, а Русская классическая.

Источник

Как развивать критическое мышление у детей

Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано отстоять свое мнение!

Ольга Ведерникова специалист центров раннего развития сети «Бэби-клуб»

Дошкольное детство — совсем небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Многие психологи и педагоги считают, что самым важным является возраст с рождения и до трех лет.

123182333

Известный японский специалист по вопросам раннего развития Масару Ибука в своей книге «После трех уже поздно» рассказывает о том, как ранний опыт жизни влияет на дальнейшую судьбу человека. Самый быстрый скачок развития происходит как раз в это время. Но и после трех лет ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Так что факт остается фактом — все дети дошкольного возраста необычайно чувствительны к разного рода воздействиям. Если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, это совсем не свидетельствует о том, что их нет. Дошкольники готовы общаться, получать новые навыки, развивать имеющиеся способности. Задача родителей — направить их по верному пути.

Наглядно-образное мышление начинает формироваться у детей в возрасте полутора лет и окончательно формируется к пяти годам. Используя такое мышление, ребенок может решать различные задачи с реальными предметами. Это значит, что ребенку в возрасте четырех-пяти лет уже не обязательно видеть предмет или брать его в руки, чтобы ответить на вопрос о нем. Ребенок может просто представить этот предмет. Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые имеют значение для решения определенной задачи или ответа на поставленный вопрос. В сознании ребенка уже возникают схемы, модели, он способен обобщать и анализировать информацию, которую получает из внешнего мира. А значит, пора помочь ему развить критическое мышление.

Читайте также:  какую территорию должен убирать собственник частного дома

Но почему же так важно развивать не просто «мышление», а именно «критическое мышление» у детей?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что значит критическое мышление. В современной психологии рассматривается несколько трактовок этого понятия, но общий смысл сводится к следующему.

Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.

Слишком сложно для дошкольника?

Вовсе нет. Это только кажется сложным в теории, а вот на практике родители могут каждый день видеть проявления критического мышления у ребенка. Вечный детский вопрос «почему?» — самый яркий пример развивающегося критического мышления. Малыши всегда хотят знать причины человеческих поступков, природных явлений, событий, свидетелями которых они являются. Разумеется, иногда игра в «почемучку» — это лишь способ привлечь к себе внимание родителей. Из такого поведения родители должны делать соответствующие выводы. Это значит, что ребенок подает сигнал «мне вас не хватает». Такие сигналы лучше не пропускать и решать проблему вовремя. Если же ребенком движет любознательность, то и в этом случае нельзя просто отмахиваться от его вопросов. Игнорируя их, легко отбить интерес к познанию. Важно с вниманием отнестись к стремлению ребенка узнать все и обо всем.

А также помочь ему объективно оценить факты, сделать выводы из полученной информации и лишь после этого сформировать свое отношение к ней.

Есть еще один пример. Дети часто бывают не согласны с родителями или с другими детьми. В этих ситуациях родителям будет полезно задать ребенку вопрос «почему?». Если ребенок может обосновать свою позицию, значит, он и сам задает себе вопрос «почему я так считаю?». А это говорит о достаточно высоком уровне развития критического мышления. Если же ребенок не понимает, почему он сделал тот или иной вывод, не знает, как доказать свою правоту, родители должны помочь ему развить критическое мышление. Дети дошкольного возраста легко учатся и поддаются практически любому воздействию. А уж родители всегда должны стремиться найти способ повлиять на своего ребенка-дошкольника.

А если не развивать критическое мышление?

Лишь совсем недавно многие педагоги стали выражать беспокойство по поводу слабого развития критического мышления у дошкольников. Раньше существовал такой стереотип: послушный ребенок не спорит со старшими. Во многих семьях данный стереотип жив и по сей день: «Не спорь. Не задавай лишних вопросов. Просто делай то, что тебе говорят». Эти принципы уже очень плохо согласуются с современной реальностью. Нет ничего плохого в уважении к старшим, в вежливом общении с близкими людьми. Наоборот, это прекрасная традиция, которую обязательно нужно сохранять в семье.

101706745

А вот когда у ребенка нет желания познать истину — это плохо.

Таким детишкам очень сложно приспособиться к требованиям большинства новых учебных программ, поскольку критическое мышление становится все более важной частью каждой из них. Даже к младшим школьникам требования высоки. Для успешной учебы в первом классе уже мало просто уметь читать, писать и считать. Нужно уметь решать простые логические задачки, делать выводы после прочтения коротких текстов. Иногда даже нужно спорить с учителем и доказывать свою правоту. Возможно, кто-то и удивится, но и такие задания входят во многие современные учебные программы.

Если хотите, чтобы ваш ребенок был по-настоящему готов к школе, начните развивать у него критическое мышление как можно раньше.

Вот некоторые советы, которые помогут развить критическое мышление у детей:

Позвольте ребенку сомневаться. Ваш ребенок в чем-то сомневается, выражает недоверие к каким-то фактам — отлично! Значит, он будет стараться доказать, что он прав. Значит, захочет узнать все об объекте спора. Узнает и запомнит много нового и интересного.

Источник

Как развивать у детей навыки критического мышления

Критическое мышление помогает ребенку принимать правильные решения

1 portrait of a happy young father and his so69 i

Дети принимают решения с самого раннего возраста. Вначале это интуитивные решения, например, «съесть бутерброд» или «поиграть с игрушкой». Однако в дальнейшем им приходится принимать важные решения по поводу выбора друзей, образования или карьеры. Чтобы принимать такие решения, ребенку потребуются навыки критического мышления.

Итак, что такое критическое мышление? Это навык, который помогает ребенку развить гибкость ума, усваивать новую информацию и понимать сложные проблемы.

Критическое мышление помогает ребенку использовать существующие знания и навыки для того, чтобы творчески решать проблемы, понимать точку зрения других людей, формировать собственное мнение и т. д. Критическое мышление помогает детям понимать происходящие события, сравнивать и противопоставлять информацию.

Иными словами, критическое мышление дает ответ на вопрос, «как», а не «что» думать.

В статье мы поговорим о важности критического мышления для детей и рассмотрим несколько практических советов, которые помогут детям в школе и в повседневной жизни.

Почему критическое мышление важно для детей

Прежде чем говорить о том, как развивать критическое мышление у детей, рассмотрим, почему этот навык важен для них.

1. Критическое мышление помогает детям на протяжении всей жизни.

Критическое мышление – это один из мыслительных навыков. Он не связан с какой-то определенной сферой, и поэтому остается актуальным в любом возрасте. Умение систематически мыслить и решать проблемы приносит пользу во всех жизненных сферах.

2. Помогает принимать решения.

Независимо от того, насколько важные решения принимает ребенок (например, в какую игру играть, какой мультфильм посмотреть и т. д.), критическое мышление помогает ему следить за ходом мыслей – думать более последовательно и систематично – что приводит к правильным решениям. Со временем это приводит к развитию независимого мышления. Также критическое мышление помогает ребенку принимать решения, основываясь на фактах.

3. Поощряет творчество.

Критическое мышление помогает ребенку решать проблемы и развивать новые творческие способы их решения. Ребенок выходит из зоны комфорта, чтобы найти нестандартный способ решения проблемы.

Читайте также:  когда тонус матки какие ощущения женщины

4. Пробуждает любопытство.

Если у ребенка развиты навыки критического мышления, он не будет принимать информацию за чистую монету, а будет проверять ее и узнавать больше о понятиях и ситуациях, с которыми сталкивается. Проверяя информацию, ребенок задает себе вопросы типа «Откуда я это узнал?», «Что, если это неполная или недостоверная информация?» и т. д. Так у него развивается любознательность, и он узнает новое на протяжении всей жизни. Также ребенок становится более внимательным к деталям – это помогает лучше понимать вещи.

5. Развивает способность адаптироваться и решать проблемы.

Люди, у которых развито критическое мышление, мыслят систематически, поэтому они умеют успешно решать проблемы. Критическое мышление позволяет анализировать ситуации, принимать взвешенные решения, высказывать объективные суждения и принимать меры для решения проблем.

Также критическое мышление является одним из главных навыков, который позволяет детям мыслить нешаблонно и адаптироваться к изменениям.

Как развить у ребенка навыки критического мышления?

Рассмотрим несколько советов, которые помогут развить у ребенка навыки критического мышления.

1. Приучите ребенка к чтению

Чтение приносит огромную пользу. Оно развивает у ребенка навыки понимания прочитанного, словарный запас, стимулирует его умственные способности и развивает организационные навыки. Когда ребенок пытается понять, что хотел сказать автор книги, он оценивает и анализирует прочитанное. Когда ребенок читает, он знакомится с множеством идей, которые заставляют его размышлять. У него также развивается воображение, что также способствует критическому мышлению.

2. Поощряйте ребенка играть в игры

Игра – это основной способ обучения и развития детей. Когда ребенок играет, он развивает свои навыки. Когда он строит дом из лего или собирает пазл, ребенок понимает, как устроены вещи. Игры заставляют ребенка размышлять. Когда вы позволяете ребенку играть, вы даете ему возможность познавать причинно-следственные связи в мире. Например, если в ходе игры он приходит к нежелательному результату, он может попробовать проиграть ситуацию по-другому. Таким образом, ребенок учится решать проблемы. Такой практический опыт становится основой для критического мышления, которое развивается в более позднем возрасте.

3. Задавайте открытые вопросы

Вопросы – это хороший способ заставить ребенка задуматься над чем-то. Вместо того чтобы задавать вопросы, на которые ребенок может дать односложные ответы («да» или «нет»), используйте открытые вопросы, которые будут требовать от ребенка развернутых ответов. Это заставит его анализировать и думать, прежде чем дать ответ.

Если ребенок спрашивает что-то у вас, задавайте ему вопросы в ответ. Например, вы можете спросить ребенка: «Как ты думаешь, почему это произошло?» или «Что бы ты сделал в этом случае?» Это заставит ребенка проявить критическое мышление. Иногда его ответы не будут соответствовать вашим ожиданиям, но в любом случае вам нужно уважать его ответы.

4. Наберитесь терпения и подождите

Если вашему ребенку требуется больше времени, чем обычно, чтобы выполнить какое-либо задание, подождите. Иначе ребенок не научится думать самостоятельно. Дайте ему время обдумать свой ответ. Возможно, ему нужно будет что-то у вас уточнить. Если вы дадите ему достаточно времени, он научится решать проблемы самостоятельно.

5. Развивайте творческое мышление

Критическое мышление предполагает восприятие информации, ее анализ и принятие взвешенных решений. Поощряйте ребенка рассматривать проблемы с разных точек зрения и предлагать различные решения. Так вы поможете ему развивать творческие способности и навыки критического мышления.

Подведение итогов дает множество преимуществ для развития критического мышления у ребенка. Подводя итоги, дети учатся выделять наиболее важную информацию и обобщать ее в сжатой форме. Придумывайте занятия, в ходе которых ребенок будет подводить итоги. Например, если он прочитал рассказ или главу из книги, предложите ему кратко пересказать ее или описать характеристики главного героя. Это поможет ему вспомнить прочитанное и применять свои навыки критического мышления на практике.

7. Научите ребенка оценивать информацию

Часто ребенок получает большой объем информации за короткий промежуток времени. Оценивая информацию и проводя ее анализ, ребенок может определить ее важность и достоверность. Кроме того, ребенок может оценить источник информации: насколько он важен и можно ли ему доверять.

8. Поощряйте метапознание

Метапознание или осознание собственных механизмов мышления помогает ребенку понимать, что его беспокоит, почему он «застревает» в тех или иных ситуациях и какие меры он может принимать, чтобы из них выйти. Это помогает переключиться с позиции «Я не могу это сделать» на «Что мне нужно, чтобы это сделать?»

Метапознание способствует гибкости мышления. Если вы формируете этот навык у ребенка с раннего возраста, он учится смотреть на ситуации с разных сторон, оценивать преимущества и недостатки и делать самостоятельные выводы.

9. Развивайте у ребенка навыки решения проблем

Ребенок постоянно сталкивается с различными проблемами: сложными учебными задачами, конфликтами со сверстниками и т. д. Вы не можете всегда быть рядом с ребенком и ограждать его от всех трудностей. Поэтому вам стоит научить его решать проблемы самостоятельно. Это поможет ребенку в будущем стать успешным, независимым и уверенным в себе.

Когда ребенок сталкивается с проблемой, позвольте ему управлять своими эмоциями, мыслить творчески и проявлять упорство, пока он не найдет решение. Это важный шаг в формировании навыков критического мышления.

10. Поощряйте любопытство ребенка и отвечайте на его вопросы

«Почему небо голубое?», «Почему трава зеленая?», «Почему рыба не умеет летать?» Почему, почему, почему? Помните этот период, когда ребенок постоянно задает вопросы? Они могут показаться вам глупыми, но отвечайте на них с энтузиазмом. Так ребенок будет развивать любопытство.

Вместо того, чтобы просто отвечать на вопросы, разговаривайте с ребенком на темы, которые его интересуют. Ребенок научится мыслить нестандартно и узнавать больше. Когда вы разговариваете с ребенком, вы укрепляете эмоциональную связь с ним и даете ему понять, что на вас можно положиться.

Критическое мышление – это навык, который принесет ребенку пользу в разных сферах жизни. Важно, чтобы вы помогли ему с раннего возраста сформировать этот навык. Когда вы были маленькими, родители учили вас смотреть по сторонам, прежде чем переходить дорогу. Так же и вы должны научить ребенка проверять информацию и принимать решения, основываясь на фактах. Научите ребенка мыслить критически и анализировать то, что происходит вокруг.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Adblock
detector