криминальное чтиво какой год

Содержание
  1. Криминальное чтиво
  2. Содержание
  3. Сюжет
  4. Винсент и Джулс
  5. «Ситуация с Бонни»
  6. Ограбление
  7. «Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса»
  8. «Золотые часы»
  9. Вырезанные сцены
  10. В ролях
  11. Подбор актёров
  12. Производство
  13. Над фильмом работали
  14. Саундтрек
  15. Награды и номинации
  16. Отсылки к другим произведениям
  17. Ссылки на фильм
  18. Пародии
  19. Прочие факты
  20. Примечания
  21. Ссылки
  22. Новая классика: рецензия на фильм «Криминальное чтиво»
  23. Сюжет фильма «Криминальное чтиво»
  24. Любимое кино. Криминальное чтиво
  25. Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
  26. Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
  27. Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
  28. Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
  29. Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
  30. Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
  31. Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
  32. Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
  33. Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
  34. Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
  35. Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
  36. Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
  37. Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
  38. Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
  39. На съемочной площадке фильма «Криминальное чтиво»
  40. На съемочной площадке фильма «Криминальное чтиво»
  41. На съемочной площадке фильма «Криминальное чтиво»
  42. Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
  43. Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
  44. Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
  45. Квентин Тарантино и Роджер Эйвери на церемонии вручения премии Оскар
  46. Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
  47. Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
  48. Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

Криминальное чтиво

Выход фильма «Криминальное чтиво» (оригинальное название — Pulp Fiction)

Сюжет фильма нелинеен, как и почти во всех остальных работах Тарантино. Этот приём стал чрезвычайно популярен, породив множество подражателей во второй половине 1990-х.

Название является отсылкой к популярным в середине XX века в США pulp-журналам. Именно в стиле таких журналов были оформлены афиши, а позднее саундтрек, видеокассеты и DVD с фильмом.

Содержание

Сюжет

Вслед за предыдущим фильмом Тарантино, «Бешеные псы», части сюжета «Криминального чтива» были разделены, перемешаны и показаны в «неправильном» порядке; техника, до этого использовавшаяся режиссёрами французской «Новой волны», в частности Жан-Люком Годаром и Франсуа Трюффо, а также Стэнли Кубриком в «Убийстве».

Всего в сценарии можно насчитать шесть частей, при этом авторские названия имеют три из них. Первая и последняя части (Ограбление) пересекаются во времени и происходят в одном и том же месте. Две хронологически последовательные части («Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса» и «Золотые часы») показаны также одна за другой.

Порядок историй в фильме:

Для удобства восприятия далее сюжет фильма представлен в хронологическом порядке, что не совсем правильно, так как нарушает авторский замысел. Желающие могут читать блоки с сюжетом фильма в правильном порядке.

Винсент и Джулс

Винсент (Джон Траволта) и Джулс (Сэмюэль Л. Джексон), бандиты на службе у Марселласа Уоллеса (Винг Рэймс), должны забрать принадлежащий их боссу чемодан у Бреда и его компаньонов, предположительно в результате нарушенной последними договорённости. По дороге они обсуждают данное Уоллесом Винсенту поручение «вы́гулять» вечером того же дня Мию Уоллес, жену босса. Также он рассказывает о своей недавней поездке в Европу (диалог о «четвертьфунтовом чизбургере», который в Европе называют «роял с сыром» из-за метрической системы). Добравшись до квартиры, после непродолжительного диалога и цитирования искаженного отрывка (25:17) из проповедей пророка Иезекииля, Джулс и Винсент убивают Бреда и одного из его компаньонов.

В эпизоде упоминается вымышленная сеть гавайских ресторанов быстрого питания Big Kahuna Burger, встречающаяся в целом ряде фильмов Квентина Тарантино.

«Ситуация с Бонни»

Неожиданно из-за закрытой двери выскакивает ещё один компаньон Бреда и практически в упор разряжает свой револьвер в Джулса и Винсента; но, к удивлению всех присутствующих, ни одна из пуль не достигает цели. Бандиты переглядываются и убивают неудачливого стрелка, затем вместе с Марвином (одним из приятелей Брэда, который остался жив), забрав чемодан Уоллеса, покидают место преступления.

Джулс воспринимает то, что он остался цел после нескольких выстрелов в него в упор, как знамение свыше и принимает решение завязать с преступным миром. По дороге к Уоллесу Винсент, неосторожно обращаясь с пистолетом, случайно стреляет Марвину в голову. Кусочки мозга и черепа Марвина разлетаются на весь салон, внутри машины. Пытаясь как можно быстрее убраться с открытого пространства, Джулс ведёт автомобиль в гараж к своему приятелю Джимми (Квентин Тарантино). Проблема усугубляется тем, что с ночного дежурства скоро должна прийти жена Джимми Бонни, которая работает медсестрой.

Для разрешения ситуации Марселлас Уоллес посылает мистера Вульфа (Харви Кейтель), «Человека, решающего проблемы». Под его руководством Джулс и Винсент доводят салон и самих себя до приемлемого состояния и отвозят автомобиль с трупом Марвина в багажнике на автосвалку Монстра Джо, который, по словам мистера Вульфа «сочувствует этой проблеме» и поможет избавиться от трупа. Доставив машину на свалку, мистер Вульф покидает сцену в компании дочери Монстра Джо, а Джулс и Винсент отправляются позавтракать.

Ограбление

Пара мелких грабителей, Ринго (Тим Рот) и Иоланда (Аманда Пламмер) или, как они друг друга называют, — «Тыковка» и «Сладкая Зайка», за чашкой кофе обсуждают возможность ограбить посетителей и кассу забегаловки-дайнера, в которой они находятся. Решившись, они выхватывают пистолеты. (В фильме на этом месте начинаются вступительные титры).

Джулс и Винсент сидят в том же ресторане и обсуждают желание Джулса уйти из криминального мира. Непосредственно перед началом ограбления Винсент идёт в туалет. Когда Ринго пытается помимо кошелька забрать у Джулса чемодан Уоллеса, тот перехватывает инициативу и берет его на мушку. Иоланда берет на прицел Джулса, вернувшийся Винсент — Иоланду. Джулсу, незадолго до этого сообщившему Винсенту о своем намерении бросить криминал, стоит большого труда удержать ситуацию под контролем. Он забирает у Ринго свой кошелёк (оставив тому деньги) и даёт ему и Иоланде уйти с добычей (но без чемодана). В фильме в этом месте начинаются финальные титры.

«Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса»

Джулс и Винсент возвращаются к Уоллесу. Перед тем, как принять Винсента, Уоллес обсуждает с боксёром Бутчем детали предстоящего договорного боя, который Бутч должен будет проиграть, и передаёт ему деньги. Между Винсентом и Бутчем происходит стычка.

В ужасе от возможных последствий, Винсент отвозит Мию к Лэнсу, где, следуя инструкциям из пособия для медсестёр, пытается возвратить бездыханную девушку к жизни с помощью прямой инъекции адреналина в сердце. Мия тут же приходит в себя, после чего Винсент отвозит её домой. Договорившись, что Марселлас ничего не узнает об этой ситуации, они расстаются.

«Золотые часы»

История профессионального боксёра Бутча Куллиджа (Брюс Уиллис) начинается с его сна/воспоминания о детстве, в котором армейский товарищ его отца — капитан Кунц (Кристофер Уокен) передаёт ему фамильную реликвию его семьи — золотые часы. В ходе продолжительного монолога выясняется, что, находясь во вьетнамском плену, отец Бутча пять лет прятал часы «у себя в заднице», чтобы их не отобрали. А после его смерти Кунц их прятал в своей ещё два года.

Очнувшись, Бутч обнаруживает себя поставленным перед необходимостью участвовать в договорном матче, за проигрыш в котором ему заплатил Марселас Уоллес. Однако, Бутч нарушает договорённость, поставив через доверенного букмекера полученные от Уоллеса деньги на себя, нокаутирует соперника (впоследствии выясняется, что насмерть; сам бой не показан) и сбегает на такси, где рассказывает девушке-водителю за сигарету о своих ощущениях от убийства.

Выйдя на улицу, Бутч видит стоящий перед ломбардом вычурный чоппер. Взглянув на брелок с ключами, выполненный в форме буквы Z (означающую «Зед»), Бутч понимает, кто является хозяином мотоцикла, и угоняет чоппер, справедливо полагая, что Зеду он больше никогда не понадобится. Возвратившись в отель к Фабиан, он торопит её, сам поражаясь тому, как много может случиться с человеком всего за пару часов. Даже не захватив с собой никаких вещей, Бутч и Фабиан спешно уезжают на чоппере Зеда.

Вырезанные сцены

В ролях

Подбор актёров

Производство

Над фильмом работали

Режиссёр Квентин Тарантино
Сценарий Квентин Тарантино, Роджер Эвери
Оператор Анджей Секула
Продюсеры Дэнни ДеВито, Стэйси Шер, Лоуренс Бендер, Ричард Эйч. Глэдстейн, Боб Вайнштейн, Харви Вайнштейн, Майкл Шамберг
Редактор Салли Менке
Художественное оформление Дэвид Васко
Декорации Сэнди Рейнольдс-Васко
Костюмер Бетси Хайманн
Арт директор Чарльз Коллам

Саундтрек

Специально для фильма музыка не писалась, а его саундтрек (англ.) состоит из композиций различных исполнителей в стиле рок-н-ролл, сёрф-рок, поп, соул.

Награды и номинации

Фильм был удостоен следующих наград:

Фильм претендовал на «Оскар» ещё в 6 номинациях:

Также фильм претендовал на премию BAFTA в 7 номинациях:

Кроме того ещё 5 номинаций на Золотой глобус

Отсылки к другим произведениям

Ссылки на фильм

Пародии

Прочие факты

Примечания

Ссылки

Источник

Новая классика: рецензия на фильм «Криминальное чтиво»

pulp fiction 00423206

1612526 1436405

Три пятилетки назад Тарантино взял на понт Каннский кинофестиваль и следом попытался подчистую обнести американскую киноакадемию – но уже без особого успеха: ему достался лишь утешительный «Оскар» за сценарий. Хотя кто знает, как все могло повернуться, не встань несокрушимой дылдой на пути «Чтива…» «Форрест Гамп» Роберта Земекиса. Обстоятельства сложились так, что назвать этот фильм режиссера-самоучки «новой классикой» можно было буквально через месяц после выхода на экран; сегодня подбираться к нетленке даже как-то боязно. Хит хитов, краеугольный камень, пример для всех.

Ни до, ни после в постмодернистских наборах цитат не было столько воздуха и жизни. Каким-то чудом «Криминальное чтиво» преодолело концентрированное тарантиновское желание взять лучшее из лучшего. Твист и Джон Траволта, Вьетнам и Кристофер Уокен, пушка и проповедь, боксерские перчатки и чоппер, треп и еще раз треп. Показательна в этом смысле сцена, в которой сбежавший от извращенцев Бутч (Брюс Уиллис) выбирает, чем бы отделать обидчиков: молоток? бейсбольная бита? бензопила? самурайский меч! Широта возможностей Тарантино завораживает. Поэтому и «Чтиво…» не занюханная коллекция кинематографических курьезов, а само мясо кино, плоть, разорванная и сшитая для новой жизни. Палп. Драматургически рассортированное «Криминальное чтиво» существует по законам роуд-муви.

f327cd9a367c93

От дорожной забегаловки в начале до той же забегаловки в финале – вроде бы кружа волчком на месте, это кино все же проделывает гигантский путь. Анекдот о семье помидоров и циничный рассказ о вьетнамских ветеранах засланы на территорию религиозной притчи о божественном вмешательстве. Не зря Бутч выезжает из кадра на мотоцикле по кличке Grace, то есть «Благодать». Это путешествие сквозь пространство и время. В далекий путь отправляется таинственный чемоданчик Марселаса Уоллеса, счастливые часы боксера Бутча, кокаиновая доза, занюханная брюнеткой Мией.

Читайте также:  когда какую передачу включать на механике

e9a302ce1e6cb9645f04797ac49eb092

Занятно, но до ужаса логично, что в Каннах «Чтиво…» предпочли, среди прочего, «Красному» Кшиштофа Кесьлевского, который так же, как и Тарантино, настаивал на том, что все связано. Но Кесьлевский-то говорил о связях большого мира. Тарантино взял намного уже, и вышло правдивее. Зная, что идеальное движение совершается кругообразно и без цели, Тарантино мохнатым шмелем облетает свои кинематографические угодья от одного вкусного цветка к другому: Годар, самураи, хичкоковские макгаффины, боксеры, большие пушки, лучшая музыка 70-х, гангстеры в белых рубашках. Физика этого полета науке до конца не ясна, но что физические законы детям видеотеки? Возможно, лет через пятьдесят какойнибудь читатель спросит: да кто он такой, этот Тарантино?

Ответ на этот вопрос в фильме тоже есть. Он рачительный домохозяин в затрапезном халате с кружкой пахучей американы в руке. Он тот, кто знает, какие тряпки можно найти в гараже, если хорошенько покопаться. Он может подолгу торговаться с Харви Кейтелем из-за подаренного на свадьбу покрывала – потому что каждая вещь в этом хозяйстве на месте. Да, и было бы неплохо спальню дубовой мебелью обставить.

Источник

Содержание фильма «Криминальное чтиво». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.

kadr kriminalnoe chtivo 01

14 октября 1994 года на экраны вышел фильм «Криминальное чтиво».

Криминальная гангстерская сага от режиссера Квентина Тарантино.

Сюжет фильма нелинеен, как и почти во всех остальных работах Тарантино. Сочетание жестокого насилия и оригинальные диалоги, необычная хронология повествования делают этот фильм очень зрелищным. Картина состоит из трех новелл. В кафе сидит парочка, которая болтает о том, о сем, чтобы через какое-то время вскочить из за стола с криком «Никому не двигаться! Это ограбление!». Несколько ранее киллеры Винсент и Джулс, состоящие на службе мафиозного босса Уоллеса, устраивают разборку с молодыми парнями, которые решили работать сами на себя. С ними же будет связана история боксера Бутча Кулиджа, нанятого Уоллесом, чтобы сдать бой, но обманувшим его.

Фильм постоянно находится в первой десятке списка 250 лучших фильмов на сайте IMDb. Обладатель премии «Оскар», «BAFTA» и «Золотой глобус» в категории «Лучший оригинальный сценарий», «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 1994 года и ещё более сорока кинематографических наград. Картина также имела большой успех у публики и считается важной вехой в истории кинематографа, давшей ощутимый толчок развитию независимого американского кино. В 2013 году внесён в Национальный реестр фильмов Соединённых Штатов Америки как имеющий культурное, историческое и эстетическое значение.

Сюжет фильма «Криминальное чтиво»

Вслед за предыдущим фильмом Тарантино «Бешеные псы», части сюжета «Криминального чтива» были разделены, перемешаны и показаны в «неправильном» порядке; техника, до этого использовавшаяся режиссёрами французской «Новой волны», в частности Жан-Люком Годаром и Франсуа Трюффо, а также Стэнли Кубриком в «Убийстве».

Всего в сценарии можно насчитать шесть частей, при этом авторские названия имеют три из них: «Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса» (Vincent Vega and Marsellus Wallace’s Wife), «Золотые часы» (The Gold Watch) и «Ситуация с Бонни» (The Bonnie Situation).

Первая и последняя части (Ограбление) пересекаются во времени и происходят в одном и том же месте. Две хронологически последовательные части («Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса» и «Золотые часы») показаны также одна за другой.

Винсент и Джулс

Винсент Вега (Джон Траволта) и Джулс Уиннфилд (Сэмюэл Л. Джексон), бандиты на службе у Марселласа Уоллеса (Винг Рэймс), должны забрать принадлежащий их боссу чемодан у Бретта и его компаньонов, предположительно вследствие нарушения последними договорённости. По дороге они обсуждают данное Уоллесом Винсенту поручение «вывести в свет» вечером того же дня Мию Уоллес (Ума Турман), жену босса. Винсент рассказывает о своей недавней поездке в Европу. Идёт известный диалог о «Quarter Pounder» («Четвертьфунтовый»), сэндвиче из McDonald’s, который в Европе из-за метрической системы называют «Royal with Cheese» («Королевский с сыром»). Добравшись до квартиры, после непродолжительного диалога и цитирования искажённого отрывка (Иез. 25:17) из проповедей пророка Иезекииля, Джулс и Винсент убивают Бретта и одного из его компаньонов.

В эпизоде упоминается вымышленная сеть гавайских ресторанов быстрого питания Big Kahuna Burger, встречающаяся в целом ряде фильмов Тарантино.

«Ситуация с Бонни»

Неожиданно из-за закрытой двери выскакивает ещё один компаньон Бретта и практически в упор разряжает свой револьвер в Джулса и Винсента; но ни одна из шести пуль не достигает цели. Бандиты убивают неудачливого стрелка, затем вместе с Марвином (одним из приятелей Бретта, который остался жив), забрав чемодан Уоллеса, покидают место преступления.

Ограбление

(На этом месте начинается фильм) Пара мелких грабителей, Ринго (Тим Рот) и Иоланда (Аманда Пламмер) за чашкой кофе размышляют о разнообразных превратностях своего дела, заканчивая обсуждением возможности ограбить посетителей и кассу забегаловки, в которой они находятся. Решившись, они выхватывают пистолеты. (В фильме на этом месте начинаются вступительные титры, и действие покидает данную забегаловку до самого конца фильма)

«Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса»

Джулс и Винсент возвращаются к Уоллесу. Перед тем, как принять Винсента, Уоллес обсуждает с боксёром Бутчем (Брюс Уиллис) детали предстоящего договорного боя, который Бутч должен будет проиграть, и передаёт ему деньги. Между Винсентом и Бутчем происходит стычка.

В ужасе от возможных последствий Винсент отвозит Мию к Лэнсу, где пытается возвратить бездыханную девушку к жизни с помощью прямой инъекции адреналина в сердце. Мия приходит в себя, после чего Винсент отвозит её домой. Договорившись, что Марселлас ничего не узнаёт об этой ситуации, они расстаются.

«Золотые часы»

Очнувшись, Бутч обнаруживает себя поставленным перед необходимостью участвовать в договорном матче, за проигрыш в котором ему заплатил Марселас Уоллес. Однако Бутч нарушает договорённость, поставив через доверенного букмекера полученные от Уоллеса деньги на себя, нокаутирует соперника (впоследствии выясняется, что насмерть; сам бой не показан) и сбегает на такси.

Возвратившись в мотель, не захватив с собой никаких вещей, Бутч и Фабиан спешно уезжают на чоппере Зеда.

кадры из фильма «Криминальное чтиво»

Источник

Любимое кино. Криминальное чтиво

Роял Чизбургер. А как они называют Биг-Мак?

pulp fiction 1994 wallpaper 3

Пока двое мафиозных киллеров едут на задание, один из них рассказывает о своем путешествии по Европе. Он описывает голландские законы в отношении гашиша, а затем переходит к европейскому «Макдональдсу»: «В Париже в “Макдональдсе” можно купить пиво. А знаешь, как в Париже называют Четвертьфунтовый чизбургер?» – «Они не называют его “Четвертьфунтовый чизбургер”?» – интересуется его напарник. «Нет, у них метрическая система, и они не знают, что такое четверть фунта… Они называют его “Роял Чизбургер”». «Роял Чизбургер. А как они называют Биг-Мак?» – «Биг-Мак – это Биг-Мак, только они называют его “Ле Биг-Мак”». – «Ле Биг-Мак. Ха-ха-ха. А как они называют Воппер?» – «Не знаю, я не был в Бургер Кинге».

«Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля – это награда, которая, как молния, редко бьет в одну и ту же страну два раз подряд. Достаточно посмотреть на перечень ее недавних лауреатов: турок, франко-тунисец, австриец, американец, таец, снова австриец, француз, румын… Ту же картину можно увидеть и в конце 1990-х, и в середине 1980-х, и даже в конце 1950-х, когда в мире было куда меньше, чем сейчас, мощных и значимых кинематографий.

Лишь в конце 1980-х и начале 1990-х был момент, когда жюри фестиваля, казалось, забыло о других странах и раз за разом награждало американских мастеров артхауса. «Секс, ложь и видео» Стивена Содерберга, «Дикие сердцем» Дэвида Линча, «Бартон Финк» братьев Коэн… И, после двухлетнего перерыва на ленты из других кинематографий, одна из важнейших картин последней четверти XX века – вышедшее в 1994-м «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино (в следующий раз американец получил «Ветвь» лишь в 2003 году!).

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

pulp fiction 033

Триумф Тарантино в Каннах был тем более удивителен, что всего несколькими годами ранее режиссер был буквально никем и ничем – нищим молодым парнем без школьного аттестата (Тарантино бросил школу в 15 лет), который за гроши работал в видеопрокате, жил где придется, редко мылся и часами обсуждал любимые фильмы с такими же, как он, «лузерами»-киноманами. Но так как его видеопрокат находился в окрестностях Голливуда, то со временем Тарантино смог завести связи среди создателей малобюджетного кино. И один из них, Лоуренс Бендер, будущий постоянный продюсер Тарантино, знал людей, знающих Харви Кейтела. Так началась история дебютной картины постановщика, которая называлась «Бешеные псы».

Кейтел не только помог с организацией съемок «Псов», но и согласился исполнить в фильме ключевую роль. Благодаря ему проект, задуманный как дешевейшее, почти любительское кино (именно поэтому почти все действие «Псов» развивается на заброшенном складе), перерос в полноценный профессиональный дебют с талантливыми актерами и стал мини-сенсацией 1992 года. До суперславы Тарантино было еще далеко – «Бешеные псы» заработали в прокате всего 3 миллиона долларов. Но профессионалы, голливудцы и кинокритики, обратили внимание на режиссера, лихо закручивающего сюжет и пишущего отличные диалоги. И всем было очень интересно, какое кино Тарантино снимет уже в статусе «новой надежды нации».

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

pulp fiction 029

Сам Тарантино этим вопросом ничуть не мучился. У него был в загашнике проект, придуманный еще до «Псов», во второй половине 1980-х. В то время Квентин только мечтал о подвигах и славе, и он полагал, что карьеру нужно начать с короткометражки. Однако он быстро выяснил, что короткометражки никто не продюсирует, так как их никто не покупает. Тогда он решил вместе со своим другом и коллегой по видеопрокату Роджером Эйвери и кем-нибудь еще из их круга сочинить три короткометражных истории и собрать их в полнометражную антологию по образцу хоррор-антологии итальянского режиссера Марио Бавы «Три лика страха» (1963).

Читайте также:  кольцо спаси и сохрани серебро на каком пальце носить женщине

Подбирая материал для будущей антологии, Тарантино остановился на традиционных штампах из криминальных романов и криминального кино: боксер отказывается «лечь» на ринге, мафиози развлекает жену босса, двое киллеров являются для выполнения задания. По мнению Тарантино, эти штампы были столь привычными и банальными, что сценаристы вставляли их в сюжеты и писали дальше, не пытаясь их никак изобретательно обыграть. Тарантино же хотел сделать именно это – взять расхожие штампы, поиграть с ними и превратить их в необычные и захватывающие истории.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

02

Поскольку найти третьего им с Эйвери не удалось (надо было искать не в Лос-Анджелесе, а в России!), Тарантино взял на себя две новеллы из трех и оставил соавтору историю о боксере, который не выполняет приказ криминального авторитета. Во время работы над своей порцией сценария Квентин неожиданно придумал сюжет «Бешеных псов», и он так им увлекся, что отложил «Криминальное чтиво» в долгий ящик и сосредоточился на новом проекте. Кстати, его английское название Reservoir Dogs было неочевидным намеком на заглавие французской картины Луи Маля «До свидания, дети» (Au revoir les enfants, 1987). Тарантино в шутку читал Au revoir как Reservoir.

Когда режиссер завершил «Псов», его буквально завалили сторонними проектами, среди которых были будущие «Люди в черном» и «Скорость». Но Тарантино не собирался ни к одному из них притрагиваться. Он хотел снимать кино по собственным сценариям, и завершение «Криминального чтива» было естественным следующим ходом. Ведь Тарантино как раз нужен был не слишком дорогой, но художественно куда более амбициозный проект, чем «Псы», чтобы доказать всем, что удача первой картины не была случайностью и что в «Псах» он показал далеко не все, на что способен.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

pulp fiction 019

Чтобы написать сценарий «Чтива», Тарантино осуществил свою давнюю мечту. В 1992 году он уехал в Амстердам. Тарантино хотел посетить голландскую столицу из-за ее либеральных законов о наркотиках, но позже клялся, что почти не бывал в кофе-шопах и что проводил время, гуляя по городу и строча в записных книжках (печатать он в то время не умел). В определенный момент к нему приехал Эйвери, и они какое-то время работали вдвоем.

Что именно они сделали вместе? Позднее это стало темой скандала. Тарантино настаивал, что он сам написал сценарий, использовав при этом некоторые сюжетные идеи Эйвери. Эйвери же утверждал, что его вклад был куда большим и что он достоин упоминания в титрах как полноправный соавтор сценария, а не только как соавтор сюжета. В конце концов более влиятельный Тарантино настоял на своем, и друзья после этого поссорились. Хотя с годами Эйвери и удовольствовался тем, что его имя вообще появилось в титрах такого значимого фильма, как «Криминальное чтиво».

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

pulp fiction 032

Окончательная версия сценария, которую Тарантино в начале 1993 года привез из Голландии, была нечитаемой путаницей блокнотных страниц, исписанных кошмарным почерком с фантастическим количеством ошибок (режиссер, по свидетельству очевидцев, был совершенно безграмотным). Автору понадобилась помощь профессиональной машинистки, чтобы привести текст в божеский вид. В благодарность Тарантино назвал одну из героинь Ханни-Банни – в честь кролика, который был домашним любимцем машинистки и который умер во время работы над фильмом.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

pulp fiction 027

У Тарантино к тому времени уже был продюсерский контракт не только с Лоуренсом Бендером (в 1991 году они вместе создали компанию A Band Apart), но и со студией Jersey Films, которой руководил актер и режиссер Дэнни де Вито. Два творца познакомились еще до выхода «Псов», и де Вито хватило всего 10 минут в обществе Тарантино, чтобы решить, что он просто обязан спродюсировать следующий фильм «этого парня».

Jersey Films работала совместно с корпорацией TriStar, но та отказалась финансировать «Чтиво» из-за сцены, в которой мозги одного из персонажей после выстрела в голову разлетаются по машине. Тарантино настаивал, что на экране это будет смотреться смешно, и в итоге он оказался совершенно прав. TriStar, однако, не оценила его юмора и сочла эту сцену слишком жестокой. По схожим причинам «Чтиво» отвергли и другие заметные студии – пока наконец сценарий не попал в руки Харви Вайнштейна, топ-менеджера и бывшего владельца компании Miramax (в 1993 году Харви и его брат Боб продали свою корпорацию Walt Disney, но остались ее руководителями).

pulp fiction 021

В прошлом прокатчик «Секса, лжи и видео», Вайнштейн увлекся «Чтивом» еще до того, как дочитал текст до конца. Помимо художественных соображений у продюсера была веская «политическая» причина взяться за «Чтиво». Когда Вайнштейн подписывал договор с Disney, он настоял на максимальной автономии Miramax, и экстремальный сценарий предоставил ему возможность проверить, не попытаются ли диснеевцы посадить его на короткий поводок. Как мы теперь знаем, этого не случилось. «Мышкин дом» сдержал свои обещания, и Тарантино получил бюджет в 8,5 миллиона долларов, не смягчив для этого ни одной сцены.

Сочиняя «Чтиво», режиссер намеревался отдать роль киллера Винсента Веги Майклу Мэдсену, который сыграл в «Псах» бандита по имени Виктор Вега. Мэдсен, однако, предпочел сняться в вестерне «Уайатт Эрп», и, перебирая других кандидатов, Тарантино остановился на Джоне Траволте.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

01

Бывший герой музыкальных лент «Лихорадка субботнего вечера» и «Бриолин» был очевидным выбором на роль бандита, который в ключевой сцене танцует твист с женой своего босса. Но так как Траволта после череды коммерческих провалов считался списанным в тираж, Вайнштейн наотрез отказался его утверждать. Продюсер настаивал на найме Дэниела Дэй-Льюиса, и агенту Тарантино пришлось пригрозить переносом картины на другую студию, чтобы Вайнштейн все же сдался и согласился на Траволту. Кстати, сам актер, привыкший к более героическим ролям, также поначалу не хотел играть киллера-наркомана. Но друзья и его жена Келли Престон убедили Траволту, что он все же должен попробовать себя в роли Винсента.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

pulp fiction 030

Поскольку Траволта тогда был скорее коммерческим минусом, чем коммерческим плюсом, фильму все еще нужна была популярная звезда, и продолживший помогать начинающему режиссеру Харви Кейтел сосватал фильму Брюса Уиллиса. Герой «Крепкого орешка» тогда тоже был не в лучшей финансовой форме, поскольку его фильмы в промежутке между «Крепким орешком 2» и «Чтивом» были не слишком удачными. Но подвиги Уиллиса были куда свежее в зрительской памяти, чем танцы Траволты, и за пределами США актер еще был востребованным и популярным. Кроме того, Уиллис был страстным поклонником «Псов», и он согласился сняться в «Чтиве» за на порядок меньшую сумму, чем его тогдашние стандартные гонорары. Тарантино, правда, ко времени переговоров со звездой уже успел пообещать роль боксера Бутча Мэтту Диллону. Но так как Диллон не согласился ее играть сразу после прочтения сценария, режиссер предпочел актера, который выразил больший энтузиазм.

Вайнштейн считал, что роль жены криминального босса Мии Уоллас, которая танцует с Вегой и чуть не умирает от передозировки героина, должна сыграть звезда романтических комедий Мэг Райан, которая как раз искала драматический сценарий для развития своей карьеры. Тарантино, однако, предпочел Уму Турман, поскольку актриса из «Опасных связей» и «Генри и Джун» показалась ему «богиней» в духе классических голливудских звезд. Как и Траволта, Турман не горела желанием изображать наркоманку, и Тарантино почти целый день ее уговаривал и объяснял, почему экстремальные сцены фильму совершенно необходимы. Позднее Турман не могла взять в толк, почему так долго отнекивалась от съемок в потрясающем кино.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

pulp fiction 020

Когда Сэмьюэл Л. Джексон получил роль в триллере 1993 года «Настоящая любовь», поставленном Тони Скоттом по сценарию Тарантино, чернокожий актер так понравился сценаристу, что роль цитирующего Библию киллера Джулса была написана специально для Джексона. Актер в то время еще не был большой звездой, и он был очень польщен, когда узнал о таком внимании со стороны Тарантино. Однако его радость превратилась в ярость, как только он услышал, что роль может перехватить пуэрториканец Пол Кальдерон, впечатливший Тарантино во время прослушивания. Когда Джексон явился на свои пробы, он был в таком негодовании, что его Джулс был пугающе реалистичен. Казалось, что он в самом деле готов кого-нибудь пристрелить. После этого о Кальдероне речь уже не шла, хотя он все же получил в картине небольшую, незначительную роль.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

pulp fiction 031

Майкла Мэдсена режиссер, как уже говорилось, в «Чтиве» снять не смог, а вот его напарники по «Псам» Харви Кейтел и Тим Рот в новом фильме сыграть согласились. Первый изобразил «чистильщика», уничтожающего улики на месте преступления, а второй – грабителя забегаловки. Обе роли, естественно, были написаны специально для этих актеров. Также из «Псов» в фильм перекочевал Стив Бушеми, сыгравший официанта в ресторане, где обедают Винсент и Мия.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

08

Если Кейтел познакомил Тарантино с Уиллисом, то Рот представил режиссеру Аманду Пламмер из «Короля-рыбака» и убедил Тарантино написать для актрисы роль – уже упоминавшуюся грабительницу по прозвищу Ханни-Банни. Понятно, Рот позаботился о том, чтобы сыграть вместе со своей протеже.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

05

Придумав для фильма криминального босса Марселлуса Уолласа, Тарантино надеялся, что убедит сыграть в картине кого-нибудь из звезд «черных» триллеров 1970-х. Например, Макса Джулиена из «Сутенера» или Сида Хейга из «Коффи» и «Фокси Браун». Но те отказались – из-за сцены изнасилования Уолласа. Им не хотелось портить столь унизительным фрагментом свою «крутую» репутацию. Напротив, у куда менее известного Винга Реймса, будущего героя «Миссия невыполнима», а в то время преимущественно телевизионного актера, со сценой изнасилования не было никаких проблем, и потому роль «авторитета» получил он.

Читайте также:  капсульная кофемашина бош тассимо какие капсулы подходят фото

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

pulp fiction 022

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

walken in pulp fiction

К концу кастинга в фильме было столько состоявшихся и потенциальных звезд, что Miramax еще до начала съемок продала картину международным прокатчикам за 11 миллионов долларов. Это была, напомним, большая сумма, чем предполагалось потратить на картину, и Вайнштейн после этого мог спокойно откинуться в кресле и ждать, что там Тарантино наснимает.

Для режиссера, напротив, настала самая жаркая пора, хотя продолжавшиеся 51 день съемки начались 20 сентября 1993 года, когда в Лос-Анджелесе уже было не такое пекло, как в середине лета. Тарантино хотел, чтобы фильм выглядел как можно шикарнее, и потому использовал пленку с минимальным, практически отсутствующим зернением, которая давала картинку в духе гламурных голливудских блокбастеров 1950-х. Однако, чтобы снимать на эту пленку, нужно было буквально прожаривать съемочную площадку мощными софитами. Декораторы даже боялись, что от таких прожекторов на съемках будет трескаться оконное стекло!

На съемочной площадке фильма «Криминальное чтиво»

photo 11719 0 8

Студийная работа над лентой проходила на складе в Калвер-сити, в окрестностях Лос-Анджелеса. Этот склад был взят в аренду и превращен в громадный павильон. Там было сооружено несколько ключевых декораций – в частности, декорация ресторана в стиле 1950-х Jack Rabbit Slim’s, где едят и танцуют Винсент и Мия, – и производственные помещения и офисы создателей фильма.

Сцена в закусочной, с другой стороны, снималась в реальном заведении, выстроенном в футуристическом стиле 1950-х. Эта закусочная в калифорнийском городе Хоторн называлась Hawthorne Grill, и она была снесена вскоре после завершения съемок – к вящей скорби всех поклонников Тарантино, которые наверняка превратили бы ее в место для паломничества.

На съемочной площадке фильма «Криминальное чтиво»

Перед началом съемок Тарантино провел достаточно долгие репетиции, чтобы сплотить актеров (трудно сработаться, когда после коротких проб сталкиваешься с партнерами уже на съемках!) и убедить их следовать тексту, а не лепить отсебятину. Он был не из тех режиссеров, кто рассматривает сценарий лишь как грубый план для съемочных импровизаций. План Тарантино сработал, и конфликтов на площадке действительно было намного меньше, чем можно было ожидать от картины с таким количеством ярких личностей.

Тем не менее звезды все же позволяли себе небольшие вольности – не в тексте реплик, а в том, как они произносились. Траволта, например, выделял голосом забавные, на его взгляд, фразы, чтобы его игра казалась смешнее. Благодаря этому, как позднее признал Тарантино, фильм получился смешнее, чем режиссер намеревался его сделать. Траволта, однако, был уверен, что кровавые моменты ленты надо было уравновесить забавными, чтобы в итоге получить неожиданное и эмоционально сбалансированное кино.

На съемочной площадке фильма «Криминальное чтиво»

pulp fiction behind the scene

Помог актер режиссеру и в сцене танца. Так как Траволта еще в восемь лет выиграл танцевальный конкурс по твисту, он продемонстрировал Тарантино все модные движения из эпохи твиста, и постановщик скомпоновал из них куда более причудливый танец, чем он изначально планировал снять. Также Траволта взял на себя обучение партнерши, поскольку, в отличие от него, Уме Турман прежде танцевать твист не доводилось.

Принимать наркотики или изображать их прием актрисе тоже ранее не доводилось, и по этой части у Тарантино был отдельной эксперт – его друг по видеопрокату Крейг Хамман, который был хорошо знаком и с кокаином, и с героином, и с остановкой сердца. Сцена, в которой отключившейся Мие делают укол в сердце, была подсказана Хамманом. Хотя в реальной жизни сердце Хаммана завели с помощью укола с соленой водой, а не с адреналином.

Как и у «Бешеных псов», у «Чтива» не было композитора. Саундтрек ленты был составлен из модных песен 1950-70-х (преимущественно забытых ко времени работы над картиной). Единственным исключением, подтверждавшим правило, был изданный в 1992 году кавер песни Нила Даймонда Girl, You’ll Be a Woman Soon, впервые ставшей хитом в 1967-м. Хотя этот кавер был записан американской группой Urge Overkill, Тарантино наткнулся на него в музыкальном магазине в Амстердаме. С подачи «Чтива» Girl, You’ll Be a Woman Soon вновь попала в чарты, и во Франции, например, она добралась до десятой строчки национального хит-парада.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

03

Основная работа над «Чтивом» была завершена к началу 1994 года, и после этого откинуться в кресле мог уже Тарантино. Вайнштейн, напротив, активизировался и занялся раскруткой ленты. Первой ступенькой на пути к успеху для него был Каннский фестиваль, и если «Псы» демонстрировались во Франции на внеконкурсном покате, то «Чтиво» удостоилось места в основном конкурсе. Чтобы повысить шансы на победу, Вайнштейн и его команда тщательно обрабатывали ведущих критиков и членов жюри, и их усилия увенчались успехом. «Чтиво» получило в Каннах всего одну, но зато главную награду – «Золотую пальмовую ветвь». Жюри, кстати, в тот год возглавлял легендарный Клинт Иствуд, герой «Грязного Гарри» и обожаемых Тарантино спагетти-вестернов.

Следующим этапом раскрутки был сентябрьский Нью-Йоркский кинофестиваль, где лента была официально представлена американским зрителям. Во время демонстрации сцены с «откачиванием» Мии одному из зрителей стало плохо, и показ был остановлен на девять минут, пока бедняге оказывали помощь. Тарантино был очень этим доволен – он хотел, чтобы его ленты шокировали публику. Вайнштейн, в свою очередь, был рад дополнительной рекламе, которую он не планировал и за которую он не платил. Хотя многие в то время были уверены, что обморок был рекламным трюком Miramax, поскольку от ее пиарщиков можно было ждать и не такого.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

pulp fiction 018

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

07

Последним этапом раскрутки «Чтива» была церемония «Оскара», и Miramax потратила около 400 тысяч долларов, чтобы обеспечить фильму максимальное количество статуэток. Их конкуренты из Paramount, однако, вложили в два раза больше в «оскарное» продвижение «Форреста Гампа», который, конечно, был больше похож на главный американский фильм 1994 года. Поэтому из семи номинаций (лучший фильм, лучший режиссер, лучший оригинальный сценарий, лучший ведущий актер (Траволта), лучший актер второго плана (Джексон), лучшая актриса второго плана (Турман) и лучший монтаж) статуэтки удостоился лишь сценарий.

Квентин Тарантино и Роджер Эйвери на церемонии вручения премии Оскар

writing tarantino avary big

Дабы отомстить Тарантино за титр «Сценарий и режиссура Квентина Тарантино», заплатил телеоператору 500 долларов, чтобы тот отключил камеру, когда надо было показать лицо Тарантино после объявления о присуждении награды. Соответственно, зрители церемонии увидели лишь счастливое лицо Эйвери, получившего приз вместе с соавтором.

Церемония «Оскара» стала триумфом «Гампа» (6 статуэток в 13 номинациях!), но для американского и мирового кино «Чтиво» оказалось куда более значимой лентой. Сразу же после ее представления публике о картине начали писать киноведческие статьи, и со временем «Чтиво» породило целую волну аналитических сочинений и преданных подражаний. Последние снимались по всему миру, от США и Канады до России и Польши. Когда 1990-е завершились, критики признали этот шедевр иронического гангстерского кино самой влиятельной лентой эпохи.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

pulp fiction 026

В то время как обычно популярные фильмы дарят зрителям одну-другую популярную фразу-цитату, диалоги «Чтива» фанаты зачастую цитируют страницами. Поэтому выбрать одну-единственную фразу для нашей рубрики было бы нелегко, если бы создатели фильма не сделали эту работу за нас – диалог о французском «Макдональдсе» был включен в официальный саундтрек картины вместе с песнями из фильма и еще несколькими популярными сценами.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

pulp fiction 017

В чем значимость этой сцены, которая, казалось бы, не имеет никакого отношения к сюжету и лишь зря тратит экранное время? Прежде всего, она делает то, ради чего, собственно, создавался весь фильм, – очеловечивает персонажей, которые обычно предстают безликими клише. Сколько раз мы видели в кино, как злодей подсылает к герою киллеров, и те проводят в кадре ровно столько времени, чтобы выстрелить и либо погибнуть, либо сбежать? «Чтиво» же прослеживает жизнь Винсента и Джулса на протяжении нескольких часов и нескольких разговоров и экшен-сцен, и за это время традиционно третьестепенные персонажи перерастают в ярких главных героев с необычными причудами и интересами далеко за пределами криминального мира.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

Pulp Fiction 32

Во-вторых, Тарантино в этой сцене показывает свое прежде продемонстрированное в «Бешеных псах» мастерство в написании естественных диалогов – таких, какие можно было, например, услышать из уст реальных американцев, обсуждающих поездку в Европу. Винсент в данном случае почти наверняка списан с самого режиссера, рассказывавшего друзьям о французских «Макдональдсах» и голландских кофе-шопах и кинотеатрах. Пособия по сценарному мастерству порой советуют вырезать сцены, не продвигающие сюжет, но этот фрагмент написан столь удачно и забавно, что от его отсечения картина бы потеряла, а не приобрела.

Напоследок интересно отметить, что «Чтиво» стало международным хитом, хотя эта сцена и многие ей подобные фрагменты фильма сугубо американские, порой требующие комментариев за пределами США. Мы, например, в России узнали, что такое «Воппер», лишь в 2010 году, когда Burger King вышел на наш рынок. Казалось бы, «Чтиво» было обречено стать сугубо американским явлением. Или, по крайней мере, не прогреметь в бывшем советском лагере. Но фильм оказался слишком мощным, чтобы американские границы могли его сдержать. И картину оценили по достоинству даже в России. Причем во времена, когда разговоры о Делюксах и Биг-Маках еще были для многих из нас китайской грамотой. Вот она – сила искусства!

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Adblock
detector