крестовый поход в половецкую степь при каком князе

Крестовый поход Владимира Мономаха против половцев

Krestovyiy pokhod Vladimira Monomakha protiv polovtsev

Еще в 1103 г. русские князья совершили совместный поход против половцев. Русские дружины смело понеслись в бой, половцы не выдержали натиска и обратились вспять. Их войско было рассеяно, большинство ханов полегло под русскими мечами. Русские дружины пошли по половецким «вежам», освобождая пленников, захватывая богатую добычу, отгоняя к себе табуны коней, стада.

Это была первая большая победа русских в глубине степи. Но до основных становищ половцев они так и не дошли. На три года затихла степь и прекратились половецкие набеги. Лишь в 1105 г. половцы потревожили русские земли. На следующий год половцы нагрянули снова. А через год объединенное войско Боняка и Шарукана опять появилось на Руси, разоряя киевские и переяславские земли. Объединенное войско русских князей неожиданным встречным ударом опрокинуло их на реке Хорол. Погиб брат Боняка, едва не пленили Шарукана, захватили огромный половецкий обоз. И снова затихли половцы. Но теперь русские князья не стали ждать новых набегов.

В 1111 г. Русь организовала против половцев грандиозный поход, который достиг сердца половецких земель. С ближними же дружественными половцами закреплялись мирные отношения. В эти годы Мономах и Олег женили своих сыновей Юрия Владимировича (будущего Юрия Долгорукого) и Святослава Ольговича на дочерях союзных половецких ханов.

Этот поход начался необычно. Когда войско подготовилось к выходу из Переяславля, то впереди него выступили епископ, священники, которые с пением вынесли большой крест. Его водрузили неподалеку от ворот города, и все воины, в том числе и князья, проезжая и проходя мимо креста, получали благословение епископа. А затем на расстоянии 11 верст представители духовенства двигались впереди русского воинства. И в дальнейшем они шли в обозе войска, где находилась и вся церковная утварь, вдохновляли русских воинов на ратные подвиги.

Мономах, бывший вдохновителем этой войны, придал ей характер крестового похода по образцу крестовых походов западных рыцарей.

В поход вышли Святополк, Мономах, Давыд Святославич с сыновьями. Шли дружины и простые воины со всех русских земель. Вместе с Мономахом ехали его четыре сына — Вячеслав, Ярополк, Юрий и девятилетний Андрей.

В жестоком бою половцы, не готовые сражаться с хорошо организованным и многочисленным войском, не выдержали натиска и отступили.

Натиск противника был отбит, но до победы было еще далеко. Все новые и новые силы половцев подходили со всех сторон. Назревала решающая битва, но именно ее-то и искали русские князья. Замысел похода заключался в том, чтобы намеренно зайдя в самое средоточие половецких кочевий уязвить противника в сердце, примерно разорить его защищенные одними степными просторами столицы, собрать на себя «всю половецкую землю», заставить ожесточенно и бескомпромиссно сражаться вечно ускользающих степняков и в гигантской битве на уничтожение перемолоть их людские ресурсы, тем самым убедив неприятеля в своем абсолютном превосходстве!

Торопиться выступать было просто неразумно, следовало дождаться, когда врагов соберется как можно больше. Поэтому, воздав Богу хвалу за одержанную победу, русские наутро праздновали на месте битвы Благовещение, совпавшее в том году с Воскресением Лазаря («Лазарева суббота»). Проведя за богослужениями субботу, утром в Вербное воскресенье христолюбивое воинство двинулось далее. Когда же наступил понедельник страстной недели, их отряды зачернели по всему степному горизонту подобно лесу смыкаясь со всех сторон.

Основные силы сторон сошлись через три дня, 27 марта, на реке Сольнице, притоке Дона. По словам летописца, половцы «выступили точно великий лес», так их было много, и они со всех сторон обступили русское войско. Но Мономах не стал, как обычно, стоять на месте, а повел войско навстречу врагу. Те стали обходить русские полки, но князья не дали им завершить окружение и атаковали в прежнем порядке, причем правый фланг под командованием Мономаха вступил в бой первым. В это время с запада встала грозовая туча и Мономах развернул строй к неприятелю так, чтобы начинающийся ливень был «с тылу полкам», а половцам в лицо. Ободрив воинов, Владимир повел их в бой.

Воины сошлись в рукопашной битве, «и столкнулись полк с полком, и, точно гром, раздался треск столкнувшихся рядов».

Половецкая конница в этой толчее потеряла свой маневр, а русские в рукопашном бою начали одолевать. В разгар битвы началась гроза, усилился ветер, пошел сильный дождь. Русские так перестроили свои ряды, что ветер и дождь били в лицо половцев.

Половцы сражались мужественно и потеснили чело (центр) русского войска, где дрались киевляне.

Источники пишут: «Владимир, увидев Святополковы войска уже мятусчеся, бояся, зане паче ослабеют, взяв сынов своих и неколико от своих войск, въехал в середину половцев перед полками Святополчими, возопя: «Кто Бог Велий, яко Бог наш?! Поруча прежде свои полки Ярополку, сам жестоко начал противных избивать, что видя протчие Святополковы и его полку все бросились за ним…».

Появление стяга Мономаха в центре битвы предотвратило панику. Одновременного натиска всех русских сил половцы не выдержали и побежали. Из этих описаний вырисовывается следующая картина. Когда русское войско, развернувшееся для битвы, достигло места, где половцы собирались дать ему бой, те атаковали с необычайной для них решимостью, без предварительной перестрелки. В дело сразу же были введены тяжелые копейщики. Обе стороны были настроены решительно, и в результате фронтального столкновения огромных плотных лавин (что, по словам старых кавалеристов, случай редкий во все века), закованных в броню всадников, треск сотен одновременно ломающихся копий был подобен удару громового разряда.

Наконец половцы не выдержали яростной схватки и бросились к донскому броду. Их преследовали и рубили, пленных и здесь не брали.

Чрезвычайно ожесточенная сеча длительное время шла без ощутимого перевеса той или иной стороны. Ряды сражающихся сходились и расходились для новых и новых «суимов», но напрасно. Тяжелая половецкая конница едва ли значительно уступала русской в качестве вооружения, а слабость своего конского состава, еще не восстановившего силы после зимовки на открытых пастбищах, кочевники компенсировали своим гигантским численным превосходством. Весы колебались, и тогда Владимир Всеволодович, улучив момент, когда половцы, на какое-то время отхлынули от русского строя, повел свои полки в решительную атаку, поддержанную остальными полками.

Читайте также:  кнопки для печати на клавиатуре какие нажать

Это определило успех битвы. Половцы, по своему обыкновению, будучи раз опрокинуты, стремились теперь рассеяться по степи, и русские, перейдя на преследование, взяли много разнообразных трофеев, а также всякого скота и коней. Были захвачены и пленные, которые поведали о виденном ими чуде, повлиявшем на стойкость неприятеля. Они, по их словам, бежали от того, что поверх атакующих русских увидели помогающих им страшных всадников в блистающих доспехах.

О настоящем разгроме такого противника, каким были половцы, можно говорить, если захвачены их вожди, которые, обладая лучшими сменными скакунами, всегда имели максимальные шансы уйти от любого преследования, чтобы снова собрать своих рассеявшихся воинов. Половцы, как и прочие степные народы, всегда отступали, если только не побеждали в первом же столкновении, чтобы увлечь противника преследованием, и расстроив его ряды ударить вновь или ослабить перестрелкой на скаку. Здесь же лобовое столкновение, как и предусматривал замысел русских полководцев, было особо длительным и, вероятно, неоднократным в силу огромной численности степняков, но мы не встречаем имен убитых или плененных половецких «князей». Все они благополучно ретировались с поля боя, а, значит, разгрома половцев не произошло. Хотя они впервые потерпели поражение всех своих сил и, по-видимому, понесли небывалые потери. Это и позволило русскому войску с добычей благополучно уйти, продемонстрировав многочисленному врагу свою непобедимость.

Около 10 тысяч половцев полегло на поле боя. Лишь небольшая часть во главе с Шаруканом ушла в степь.

Поражение половецких полчищ, несомненно, имело и небывалый психологический аспект. В многолетней войне со Степью наступил перелом, который требовалось еще закреплять.

Задача непомерной, фантастической тяжести и сложности была решена успешно, но лишь отчасти. Половцы понесли крупные потери, но, безусловно, сохранили свои огромные людские ресурсы. Добиться большего русские были не в состоянии чисто физически. Превратить поражение в разгром могло бы длительное преследование, но распылять свои силы по степи, покрытой толпами врагов было бы верхом безрассудства. Скорее всего, захваченные стада, о которых сообщает летопись, просто оказались в тылу опрокинутого русскими половецкого центра.

Битва на Сальнице примечательна как крупнейшее столкновение русских с кочевниками, вероятно даже превосходящее по своим масштабам битву с печенегами под Киевом в 1036 г.

Материал составлен на основе открытых источников

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА «Грозный-информ» обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Источник

Крестовый поход в половецкую степь при каком князе

iOciDOqcaGRwMGv

iOciDOqcaGRwMGv

卍 Предвестие † Апокалипсиса 卐 запись закреплена

e29aa0

РУССКИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД В СТЕПЬ

По повелению Великого Князя Киевского Владимира Мономаха и по решению Любечского съезда в 1111 году был организован Русский Крестовый Поход в степь против половцев. Когда в конце февраля войско подготовилось к выходу из Переяславля, то впереди него выступили епископ и священники, которые с пением вынесли большой крест. Его водрузили неподалеку от ворот города, и все воины, в том числе и князья, проезжая и проходя мимо креста, получали благословение епископа. А затем, на расстоянии 11 верст, представители духовенства двигались впереди русского воинства. В дальнейшем они шли в обозе войска, где находилась и вся церковная утварь, вдохновляя русских воинов на ратные подвиги.

Мономах, ставший вдохновителем этой войны, придал ей характер Крестового Похода по образцу Крестовых Походов западных рыцарей против мусульман Востока. Инициатором тех походов выступил Папа Римский Урбан II. А в 1096 году начался первый Крестовый Поход в Святую Землю, закончившийся взятием Иерусалима и созданием рыцарского Иерусалимского Королевства. Священная идея освобождения Гроба Господня в Иерусалиме от рук неверных стала идеологической основой этого и последующих походов западных рыцарей на Восток. Сведения о Крестовом Походе и освобождении Иерусалима быстро распространились во всем христианском мире. ОДИМ ИЗ ВОЖДЕЙ КРЕСТОВОГО ПОХОДА БЫЛ ГУГО I (V) ВЕЛИКИЙ КАПЕТИНГ— ГРАФ ВЕРМАНДУА И ВАЛУА, СЫН КОРОЛЯ ФРАНЦИИ ГЕНРИХА I И АННЫ ЯРОСЛАВНЫ, БРАТ ФРАНЦУЗСКОГО КОРОЛЯ ФИЛИППА I, ДВОЮРОДНЫЙ БРАТ МОНОМАХА, СВЯТОПОЛКА И ОЛЕГА. Первым, кто принес эти сведения на Русь, был игумен Даниил, побывавший в начале XII века в Иерусалиме, а потом оставивший описание своего путешествия о пребывании в Крестоносном Королевстве. Даниил был в дальнейшем одним из сподвижников Мономаха. Возможно, ему и принадлежала идея придания походу Руси против половцев характера Крестового Похода. Этим можно объяснить и ту роль, которую отвели духовенству в этом походе.

В поход вышли Святополк, Мономах, Давыд Святославич с сыновьями. С Мономахом находились его четыре сына — Вячеслав, Ярополк, Юрий и девятилетний Андрей. Достигнув реки Ворсклы, перед выходом в половецкую степь Мономах снова обратился к духовенству. Священники воздвигли на холме большой деревянный крест, украшенный золотом и серебром, и князья целовали его на глазах всего воинства. Крестовая символика похода продолжала соблюдаться.

После этого половцы ещё долго не решались тревожить границы Русских Земель. А весть о русском Крестовом Походе в степь была доставлена в Византию, Венгрию, Польшу, Чехию и Рим.

(по материалам учебника «История России с древнейших времен до наших дней», Боханов А.Н., Сахаров А.Н., Шестаков В.А., 2013 https://books.google.ru/books?id=wLoLY2cla0oC&pg=.. ).

Из прочитанного материала мы узнали, что:

— у русских православных людей был как минимум один собственный Крестовый Поход, в 1111 году против половцев;

Таким образом, сама идея Крестовых Походов вовсе не чужда Православию и Руси.

Источник

Битва при Сальнице

9pBPn0eIJS2UKQJ7663u3WjygUZXJmRfeIwa5Uni

«И ПОМОГ БОГ РУССКИМ КНЯЗЬЯМ»

Так вот и теперь с Божьей помощью по молитвам святой Богородицы и святых ангелов возвратились русские князья восвояси к своим людям со славой, которая донеслась до всех дальних стран — до греков, до венгров, поляков и чехов, даже и до Рима дошла она, на славу Богу всегда и ныне и присно во веки, аминь.

Читайте также:  код 095 какого региона

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД В СТЕПЬ 1111 ГОДА

Этот поход начался необычно. Когда в конце февраля войско подготовилось к выходу из Переяславля, то впереди него выступили епископ, священники, которые с пением вынесли большой крест. Его водрузили неподалеку от ворот города, и все воины, в том числе и князья, проезжая и проходя мимо креста, получали благословение епископа. А затем на расстоянии 11 верст представители духовенства двигались впереди русского воинства. В дальнейшем они шли в обозе войска, где находилась и вся церковная утварь, вдохновляя русских воинов на ратные подвиги.

Сведения о крестовом походе и освобождении Иерусалима быстро распространились во всем христианском мире. Было известно, что во втором крестовом походе принимал участие граф Гуго Вермендуа, брат французского короля Филиппа I, сын Анны Ярославны, двоюродный брат Мономаха, Святополка и Олега. Одним из тех, кто принес эти сведения на Русь, был игумен Даниил, побывавший в начале XII в. в Иерусалиме, а потом оставивший описание своего путешествия о пребывании в крестоносном королевстве. Даниил был в дальнейшем одним из сподвижников Мономаха. Возможно, ему и принадлежала идея придания походу Руси против «поганых» характера крестового нашествия. Этим и объясняется та роль, которую отвели духовенству в этом походе.

В поход вышли Святополк, Мономах, Давыд Святославич с сыновьями. С Мономахом находились его четыре сына — Вячеслав, Ярополк, Юрий и девятилетний Андрей.…

Весть о русском крестовом походе в степь была доставлена в Византию, Венгрию, Польшу, Чехию и Рим. Таким образом, Русь в начале XII в. стала левым флангом общего наступления Европы на Восток.

НЕУЛОВИМАЯ САЛЬНИЦА

Упоминается Сальница в летописи… в связи с известным походом Владимира Мономаха в 1111 г., когда был убит дед Кончака – половецкий хан Шарукан. Этот поход анализировался многими исследователями, но в вопросе локализации Сальницы единодушного мнения так и не выработано.

Имя реки встречается также в некоторых списках «Книги Большому Чертежу»: «И ниже Изюма пала в Донець с правая стороны река Сальница. А ниже тое – Изюмец». На основании этих данных впервые предпринял попытку локализации реки, упоминаемой в связи с походом Мономаха 1111 г., В.М. Татищев: «оная течет в Донец с правой стороны ниже Изюма».

В связи же с событиями 1185 г. аналогичную попытку осуществил Н.М. Карамзин: «Здесь названа Сальницей река Сал, впадающая в Дон около Семикаракорской станицы».

В известной статье П.Г. Буткова, где фактически впервые уделено значительное внимание многим аспектам географии похода Игоря Святославича, Сальница отождествляется с р. Торец. М.Я. Аристов идентифицировал Сальницу, упоминаемую в связи с событиями 1111 и 1185 гг., с Тором. Позже к этому мнению присоединились Д.И. Багалей, В.Г. Ляскоронский. В.А. Афанасьев. Примерно также полагал М.П. Барсов, локализируя Сальницу «не в дальнем расстоянии от устья Оскола».

К.В. Кудряшов локализовал р. Сальницу в районе Изюма. В.М. Глухов справедливо заметил, что упоминание в Ипатьевской летописи («поидоша к Сальнице») не могло касаться небольшой реки и летописец «не мог ее взять в качестве географического ориентира». Известный знаток древностей Подонцовья Б.А. Шрамко считал, что речь идет о двух разных реках. В.Г. Федоров, наоборот, идентифицирует согласно В.М. Татищеву обе Сальницы.

Подробно проанализировав основные гипотезы и выдвинув дополнительные аргументы, М.Ф. Гетманец уточнил, что Сальница – это старое название р. Сухой Изюмец, впадающий в Северский Донец напротив Изюмского кургана.

Л.Е. Махновец различает две реки Сальницы: ту, что упоминается в описании похода Мономаха 1111 г., ученый с оговоркой «очевидно» отождествляет с р. Солона – правым притоком Попильнюшки (правым притоком Береки), а Сальницу, связанную с походом Игоря, традиционно – с безымянной рекой у Изюма.

В новейшем исследовании луганского историка В.И. Подова обосновывается так называемый южный вариант расположения театра военных действий. Отождествив обе Сальницы, исследователь локализует теперь уже одну речку в бассейне Днепра, считая, что это современная р. Солона – правый приток р. Волчья, впадающая в Самару…

Нам представляется, что искомой Сальницей мог быть приток Тора Кривой Торец. Его верховья и верховья Кальмиуса находятся совсем рядом, беря начало с одной возвышенности – водораздела бассейнов Днепра и Дона, по которому и проходил Муравский шлях. Кальмиус или один из его притоков в таком случае следует отождествлять с Каялой.

Источник

Крестовый поход в половецкую степь при каком князе

Что из перечисленного связано с деятельностью князя Владимира Мономаха? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) организация крестового похода в половецкую степь

2) написание «Поучения детям»

3) принятие первого Судебника

4) перенос столицы из Киева во Владимир

5) созыв князей на съезд в Любече для предотвращения междоусобиц

6) основание Москвы

1) организация крестового похода в половецкую степь — да, верно, в 1111 г. Владимиром Мономахом, Святополком Изяславичем и Давыдом Святославичем был организован крестовый поход в степь.

2) написание «Поучения детям» — да, верно, данный литературный памятник принадлежит перу Владимира Мономаха, его другое название «Завещание Владимира Мономаха детям».

3) принятие первого Судебника — нет, неверно, он был принят Иваном III в 1497 году.

4) перенос столицы из Киева во Владимир — нет, неверно, это осуществил Андрей Боголюбский после того как в 1169 году взял приступом и разграбил Киев. Он оставил там наместником своего родственника, а сам вернулся во Владимир, после чего данный город приобретает статус первого среди русских городов.

5) созыв князей на съезд в Любече для предотвращения междоусобиц — да, верно, Мономах и великий князь Святополк Изяславич были организаторами данного съезда.

6) основание Москвы — нет, неверно, оно традиционно приписывается Юрию Долгорукому и связано с событиями 1147 года.

Источник

Как Русь победила Степь. О нашем единственном крестовом походе

27 марта 1111 года Владимир Мономах одержал знаменитую победу над половцами в битве при Сальнице.

Читайте также:  какую пользу приносят помидоры для организма человека

Когда любители правильных черепов сообщают, что русские «это финно-угры, тюрки и калмыки», – они не понимают, что хвалят русских. Ибо это означает, что Русь, оказавшаяся один на один с Великой Степью, сумела вобрать её в себя. И сегодня, когда мы отмечаем годовщину главной битвы единственного крестового похода в нашей истории, стоит поговорить о том, как нам это удалось.

Постоянный сюжет ранней истории русских земель – войны княжеств со степняками: набеги или же наоборот, ответные карательные походы. Начиная с конца первого тысячелетия через территорию будущего Древнерусского государства прокатываются волны сменяющих друг друга кочевников. Все они известны и памятны ещё со школьной программы: печенеги, половцы, монголо-татары…

Непосредственно с половцами земли Древнерусского государства столкнулись во второй половине XI века. До этого приходилось иметь дело с печенегами, которых половцы теснили из западной части Великой Степи – пространства, простирающегося от Румынии до Китая. Впрочем, именно печенеги позднее станут союзниками русских князей по древнему принципу «враг моего врага – мой друг».

Набеги половцев можно отнести к ранним вызовам Древнерусского государства, принуждавших князей к тому, что несколько веков спустя будут называть «собиранием русских земель», – т.е. интеграции в единое государство. Однако это будет после, а пока дело ограничивалось объединением усилий перед лицом военной угрозы.

8ec72a96bd25bcb5ddc20f57887acf807c9ac30f

Владимир Мономах

Идейным вдохновителем походов против половцев стал Владимир Мономах. Первый, пробный поход (1103) был успешен, удалось даже достичь дипломатической победы: с т.н. ближними половцами, т.е. жившими ближе всего к русским землям, был заключён союз, скреплённый династическими браками сыновей Владимира Мономаха и Олега Святославича. Однако поход 1111 года уже качественно отличался от первого.

Во-первых, он был уже не разведывательным, а ставил чёткую цель: снять угрозу набегов надолго, лучше навсегда. Во-вторых, к тому времени русских земель достигли известия о крестовом походе и освобождении Иерусалима (1099 г.). Поход против половцев также решено было идеологически выдержать как защиту христианской веры. Войско, выступившее из Переяславля, проезжало мимо специально установленного креста, получая благословение священников. После чего те пошли крестным ходом впереди воинов.

a296e197657822808a270e989e15aae37447df52

Битва при Сальнице (именно ей закончился поход) прошла более чем удачно: бой в окружении с превосходящим противником и победа над ним. Почти 15 лет после неё половцы не ходили на Русь. Однако ценна победа совсем не этим.

Как уже сказано, сама идея мероприятия – крестовый поход – перенята Владимиром Мономахом в Европе. Кратко вспомним, как дела обстояли там.

300 лет европейские королевства будут утилизировать своё население в битвах за Иерусалим. Плюс Реконкиста – не менее изнурительное, а главное длительное мероприятие. Европейская и исламская цивилизации будут непрерывно враждовать почти 1000 лет: с начала 8 века до Венской битвы 1683 г., которая станет концом исламской экспансии в Европу.

С половцами всё вышло гораздо скромнее. Крестовый поход против них был только один. Да и вообще, с тех пор русские князья этой заморской диковиной больше не увлекались. В походы, в т.ч. и против половцев, ходили, но уже в обычные. Иногда удачные, иногда – как на картине Васнецова.

3eb003905db4c3c5fc92d3ae8d77de3e0ba9cbe5

В. Васнецов После побоища Игоря Святославича с половцами

Есть и другое отличие. Постепенно половцы начинают принимать всё более активное участие во внутренней политике русских земель (т.е. в междоусобных войнах княжеств). Союзы, заключаемые для этого, всё чаще скрепляются браками: русские князья и половецкие ханы становятся роднёй. Поэтому совсем неудивительно, что в 1223 году русичи вместе с половцами стоят против татар на Калке. В дальнейшем же половцы частично вливаются в формирующийся русский этнос.

Ничего подобного в противостоянии европейской и исламской цивилизации мы не наблюдаем. Да, европейские державы будут привлекать арабов к своим внутренним разборкам и наоборот. Однако ни к каким попыткам сближения это не приведёт. Европейский и арабский мир обогатят друг друга, но всё же останутся глубоко чуждыми.

Последствия этого можно наблюдать уже в наше время. Начало современных миграционных волн арабов в Европу – 50-е годы прошлого века. С одной стороны, 60 лет – не срок, делать окончательные выводы рано. С другой, уже сейчас заметно, что за это время взаимное напряжение только растёт. К тому же последние 60 лет – только вершина айсберга более чем тысячелетней истории. И похоже, что эта история не имеет иного содержания, кроме взаимной войны на уничтожение. Последнее сомнительное достижение на этом поприще – превращение мусульманских анклавов на Балканах в опорные пункты исламистов и хаб для глобального наркотрафика. Связь между этими событиями и практикой крестовых походов безусловно есть, араб-мусульманин до сих пор в Европе чужой, источник опасности.

Постоянное соседство со Степью научило русских князей одной простой вещи: сколько ни ходи против неё походами, когда-нибудь оттуда придёт войско, которое не победить в одиночку. А потому с печенегами, половцами, монголами дальновиднее заключать союзы и династические браки, набирать дружины степняков на службу (даже в XIX веке личная охрана российских императоров будет частично комплектоваться черкесами, ногайцами – наследниками половецких племён).

Это определяет по сей день многонациональный характер современных русских государств. Это расширило понятие «Русская земля» от Бреста до Тихого океана, а понятие «Русский мир» – от Крымского полуострова до Кольского и от Балтики до Тянь-Шаня.

И тем, кто отрицает природу этого мира и свою причастность к нему, – остаётся, пожалуй, только гордость за свои черепа. Их содержанием гордиться причин явно нет.

Читайте также:

Андрей Сорокин, Николай Калинин. Прибалтийские легионы СС: местечковый позор вместо истории общих побед

Андрей Сорокин. «28 панфиловцев»: если их не было – значит, Гитлер взял Москву. Об одной нужной и правдивой легенде

Егор Яковлев, Дмитрий Пучков. От войны до войны. Часть 2: экономические причины Первой мировой

Андрей Смирнов. Древнерусская народность: что об этом нужно знать и в чём сомневаться

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Adblock
detector