крест с полумесяцем внизу значение какая религия

Полумесяц в нижней части крестов православных церквей. Что это — знак уважения к исламу или демонстрация превосходства христианства?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Перекладина в форме полумесяца в нижней части накупольного креста называется цата. В Византийской империи цата символизировала царскую власть, была знаком принадлежности к царской фамилии. Как символ царского достоинства цата с давних пор использовалась в православной культуре не только для украшения накупольных крестов, но и в окладах икон Святой Троицы и Господа Иисуса Христа — Царя царствующих и Господа господствующих (1 Тим 6:16). Цату можно увидеть также в некоторых окладах икон Богоматери и святых. Цатами украшены кресты на куполах известных древних храмов Северо-Восточной Руси — Покрова на Нерли и Димитриевского собора во Владимире.

У полумесяца в основании накупольного креста есть и другие символические значения. Это прежде всего якорь — как знак твердости в вере. Он восходит к словам из Послания к Евреям (Евр 6:19), где христианская надежда названа якорем безопасным и крепким. В богословской и искусствоведческой литературе можно найти и другие образы, в которых цата символизирует крещальную купель, ясли, в которых родился Иисус, евхаристическую чашу, парус и т. д.

nikola johnny mirkovic iAprtbSdHVg unsplash

Иногда люди считают, что этот полумесяц символизирует победу православия над исламом — это не так, никакого отношения к исламу полумесяц в основании креста не имеет. Как уже говорилось, этот символ имеет древнее происхождение и употреблялся христианами еще до столкновения с исламской цивилизацией. Это может показаться парадоксальным, но полумесяц перекочевал в ислам как раз из христианской культуры в результате побед, одержанных мусульманами. Так, в официальную символику Османской империи полумесяц вошел после взятия Константинополя в 1453 году, когда православная империя пала под ударами турок, а знаменитый собор Святой Софии был превращен в мечеть.

Взаимопроникновение культур нередко проявляется именно в храмовом зодчестве. Одним из таких примеров могут служить традиционные для русских храмов купола-луковки. Конечно, луковичная форма куполов имеет практическое значение — с таких куполов легче скатывается снег и на них не образуется лед. Однако ряд специалистов в области храмового строительства видят здесь влияние иных культур: такие главки-луковки широко распространены в культовой архитектуре на мусульманском и индуистском Востоке, где снега не бывает.

Полумесяц — многогранный символ, история которого уходит в христианскую древность. Переплетение и взаимовлияние культур в мировой истории еще больше расширили символическое значение этого образа, породив вместе с тем и ряд заблуждений, не имеющих ничего общего с его реальным смысловым содержанием.

Источник

Православная Жизнь

«Откуда взялся полумесяц на православном кресте?» – этот вопрос возникает у многих людей, обративших внимание на накупольные кресты некоторых храмов. Есть несколько вариантов ответа. Давайте их и рассмотрим.

Христианство и ислам

У большинства людей полумесяц ассоциируется в первую очередь с исламом. Хотя на самом деле изначально данный символ не имел такого значения в мусульманстве, как сегодня. В ранние эпохи последователи Мухаммеда во время битв использовали лишь одноцветные полотна. Полумесяц же был символом некоторых народов Азии еще до возникновения ислама. Только после арабского завоевания халифы позаимствовали его, сделав знаком мусульманской власти. После столь длительной и стойкой ассоциации и возникает недоумение: «Почему на православном кресте внизу полумесяц? Что он делает на вершине православного храма?».

Уточним еще кое-что. В связи с тем, что полумесяц как символ появился до возникновения ислама и не был им сразу присвоен, нельзя рассматривать его положение в основании креста в качестве указания на превосходство христианства над мусульманством. Более того, на Руси, еще задолго до того как там вообще появились какие-либо сведения об исламе, христиане уже активно использовали этот «христианский полумесяц» внизу накупольных крестов. Примерами тому служат первоначальный вид храма Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире – оба основаны в XII веке. Вообще, изображение креста с полумесяцем снизу довольно типично для домонгольского периода истории Русской Православной Церкви.

Понимание символики «полумесяца»

Перейдем теперь к прямому ответу на вопрос: «Что означает полумесяц на православном кресте?». Итак, можно выделить три основных толкования:

1. мессианское;
2. сотериологическое;
3. царское.

Рассмотрим каждое из них.

Мессианское толкование

Если мы обратимся к Откровению апостола Иоанна Богослова, то можем увидеть там описание великого знамения: явление облеченной в солнце жены, под ногами которой была луна (Откр. 12:1). В зависимости от понимания образа жены меняется и понимание луны.

Читайте также:  крапивница какие таблетки лучше пить

Такие отцы, как Мефодий Патарский и Ипполит Римский, утверждают, что под образом жены подразумевается Церковь. Именно Церковь сохраняет в себе все Откровение, содержит истинное познание Бога. Луна при этом – символ всего изменчивого и непостоянного. Отсюда исходит и соответствующе изображение, когда под православным крестом помещается полумесяц, символизирующий превосходство Церкви над всем земным и преходящим. У свт. Мефодия есть свое, оригинальное толкование луны. Так как от спутника Земли зависят приливы и отливы, т. е. как бы управление влажным естеством, то в его образе святитель усматривал веру, очищаемую от всякого тления, подобно тому, как вода очищает от грязи и обновляет.

Другой вариант понимания образа жены и луны раскрывает нам свт. Андрей Кесарийский, указывая, что ряд толковников до него под женой понимали Богородицу. При этом луна знаменует Вифлеемские ясли. На основании этих образов возникли и другие понимания рассматриваемого символа. Так, полумесяц в основании креста стал восприниматься и в качестве символа Иордана, и в качестве символа Евхаристической Чаши.

krest yakor

Сотериологическое толкование

С ранних времен Церковь воспринималась как корабль спасения в бушующем житейском море. Отсюда возник и довольно древний христианский образ якоря. Получается, что здесь вообще отсутствует намек на какую-либо «лунную» тематику и вопрос: «Зачем на кресте изображен месяц?» – отпадает сам собой. Это не месяц, а «рога» якоря.

В Послании к евреям апостол Павел говорит, что надежда есть крепкий и безопасный якорь для души (Евр. 6:18–19). В I-II веках Климент Александрийский уже однозначно относил якорь к числу христианских символов. Что, как не крест, для христиан является надеждой, надеждой на избавление от власти греха, надеждой на победу над смертью? Лишь «ухватившись» за Крест Христов, мы можем достойно понести свой жизненный крест, преодолеть все скорби и достигнуть блаженной вечности.

Царское толкование

На некоторых иконах можно увидеть украшение в виде перевернутого полумесяца. Это цата, символ святительского или царского достоинства. Мы помним, что одним из даров волхвов Христу было золото, указывавшее на то, что Богомладенец является Царем. В Священном Писании есть еще множество указаний на Его царское достоинство. Спаситель назван:

Царем славы (Пс. 23:7–10; Мф. 19:28);
Царем, сидящем на престоле Божием (Евр. 1:3);
Царем царей (Пс. 88:28; 1 Им. 5:15);
Царем царства правды (Ис. 32:1; Иер. 23:5);
Царем царства вечного (Лк. 1:33; Откр. 11:25).

Все эти ссылки говорят, что цата в основании креста, особенно накупольного, ясно свидетельствует о том, Кто является истинным Царем мира.

Выводы

Отвечая на вопрос: «Почему на православных крестах полумесяц?» – мы увидели три различных толкования. Все они не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга. Если кому больше нравится один из вариантов, можно его так и воспринимать. Ну а вообще, разность понимания символики говорит лишь о богатстве христианской мысли.

Протоиерей Владимир Долгих

Источник

Полумесяц в основании Креста?

1152453

По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?

krest cПрежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

Читайте также:  когда подвернул ногу какие симптомы и лечение

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

Источник

Полумесяц на православном кресте или цата

crescent on orthodox crossПолумесяц на православном кресте или, если называть его правильно, цата символизирует собой символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Размещение креста с цатой на куполе собора напоминает православным верующим о том, что этот храм принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих. Полумесяц-цата, как элемент церковной утвари, символизирует чин Царства и первосвященства.

Кроме этого, в святоотеческой традиции встречаются и другие значения полумесяца на православном кресте.

После 1453 года, когда Константинополь был завоеван османами-турками,
полумесяц стал официальной эмблемой Османской империи.

Иногда полумесяц или цата изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Также ее можно встретить и на других древних русских иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Это позволяет сделать вывод, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Иногда православный крест на храме с полумесяцем бывает не восьмиконечный, а четырехконечный.

В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда.

Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной. На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу.

Размещение креста с цатой на куполе собора напоминает
православным верующим о том, что это храм принадлежит
Царю царствующих и Господу господствующих

Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

В православной Византии полумесяц символизировал царскую власть

Источник

Крест с полумесяцем в Православии — что он означает

История христианского креста

Крест Христов главный символ христианства, без которого невозможно представить эту религию. Среди различных вариантов креста есть и такой на первый взгляд необычный, как крест с полумесяцем.

В то время, когда в израильский народ пришёл Спаситель, крест являлся позорным и жестоким орудием казни и пыток. Данное «нововведение» было принесено римлянами еврейскому народу за несколько десятилетий до пришествия Христа. Сами же евреи до появления крестной казни расправлялись с виновными иначе: либо били камнями, либо вешали.

Читайте также:  краткосрочные займы это какой срок

Широкое почитание креста в христианской веры началось при матери римского императора Константина I Елене, впоследствии канонизированной как святая равноапостольная царица. В 326 году она совершила паломничество в Иерусалим и провела раскопки. В результате, по преданию, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей Господних. Уже в конце IV века на римских золотых монетах появляется христианский крест, который становится символом спасения, искупления грехов и победы над смертью.

Значение креста в Христианстве

Святой Ипполит Римский так говорил о кресте:

«И у Церкви есть свой трофей над смертью — это Крест Христов, который она носит на себе»

В наше время христианский крест можно увидеть на священных храмах, одеждах, иконах, книгах и т.д. Каждый человек, с точки зрения христианства, должен с Таинства Крещения и до конца дней нести свой крест на груди и в жизни. Тем самым верующий подражает крестном подвигу Иисуса Христа и выражает свою надежду на спасение. Многие святые отцы говорят о духовной силе Креста Господня:

Священномученик Петр Дамаскин:

“Начертанием Честного и Животворящего Креста прогоняются демоны и многоразличные болезни; и совершается это без всяких издержек и без труда. Да и кто может исчислить похвалы святого Креста?”.

Преподобный авва Исаия:

“Крест Иисусов есть укрощение всех страстей, до совершенного их истребления”.

Святитель Афанасий Великий:

“С явлением Креста уничтожено всякое идолослужение, и крестным знамением прогоняется всякое бесовское мечтание…”.

Разные версии креста

Исторически в христианстве сложились различные формы креста. Самой распространенной из них является длинный вертикальный столб, пересеченный у верхнего конца перекладиной. Также обычная четырехконечная форма может усложняться до шестиконечной с прибавлением верхней перегородки. На ней прописана латинская аббревиатура INRI (на церковно-славянском ІНЦІ), что значит «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

«И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский». (Мф. 27:37)

Также крест становится восьмиконечным, если добавляется короткая перекладина у нижнего края, обозначающая брус для ног снизу. Такой вариант креста присущ Русской Православной Церкви.

Есть ещё много видов креста:

Что означает полумесяц на кресте православного храма?

Широко распространен полумесяц на православном кресте, расположенный в нижней части символа. Незнание значения данного изображение может привести к его неверному восприятию и толкованию. Стоит отметить, что наличие полумесяца на православном кресте не имеет ничего общего с мусульманской религией или с победой над мусульманами. Крест с полумесяцем можно увидеть на многих древних храмах, таких как Церковь Покрова на Нерли (1165), Димитриевский собор во Владимире (1197) и т.д., когда о победе над мусульманами не могло быть и речи.

С древних времен знак полумесяца являлся государственным знаком Византии и символизировал царскую власть вплоть до захвата Константинополя Османской империей (1453). Православный крест с полумесяцем имеет несколько значений.

Якорь – символ надежды и твердости в вере

Данное истолкование образа восходит к одному из посланий апостола Павла к евреям:

«…дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу…» (Евр. 6:18-19)

Олицетворение Церкви как корабля

«Церковь как корабль, ведомый Христом,» – распространенная метафора в богословии. Так и каждый христианин может уподобляться кораблику, который следует за кораблем-Церковью по волнам житейского моря. Вместо паруса – крест и молитва, а вместо ветра – Бог, который помогает отважно бороться со штормами грехов и направляться к вечности на горизонте. Ссылаясь на это значение, Климент Александрийский в своем Гимне Иисусу Христу пишет:

Кормило людских кораблей,

Ты – Пастырь народа безумных».

Символ победы христианства над язычеством

В данном варианте крест – символ Христа и его воинства, состоящего из ангельских сил и сонма святых. Язычество здесь выступает как поверженный и изогнутый дракон (традиционное обозначение дьявола).

“Крест есть знамение будущего бессмертия” (авва Исаия).

Каждый православный человек осеняет себя Крестным Знамением, выражая свою внутреннюю веру в Бога, Его любовь, благодарность по отношению к Нему, надежду на Его защиту и спасение своей души в вечной жизни.

“Ношение креста есть упразднение всякого греха, откуда рождается любовь, без которой не может быть ношения креста”. (авва Исаия)

Молитва Кресту

Тропарь Воздвижению Креста Господня

“Cпаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство”.

Кондак Воздвижения Креста Господня

“Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду”.

Эксапостиларий (светилен)

В среду и пяток, глас 2:

“Крест хранитель всея вселенныя, / Крест красота Церкве, / Крест царей держава, / Крест верных утверждение, / Крест Ангелов слава и демонов язва”.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Adblock
detector