крещение руси где произошло какой город

День крещения Руси: как князь Владимир отказался от язычества

В июне 2008 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника, а также обратился к руководству России, Украины и Белоруссии с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат.
На Украине аналогичная дата является государственным праздником, именуемым Днем крещения Киевской Руси — Украины, который отмечается ежегодно 28 июля — в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Праздник был учрежден в июле 2008 года указом президента Украины.

Первое официальное празднование крещения Руси произошло в 1888 году по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева. Юбилейные мероприятия проходили в Киеве: в преддверии юбилея был заложен Владимирский собор; был открыт памятник Богдану Хмельницкому, совершены торжественные богослужения.

Празднование 1000-летия крещения Руси в СССР носило внутрицерковный характер; основные общецерковные торжества проходили 12 июня 1988 года в воссозданном специально к юбилею московском Даниловом монастыре.

Крещение Руси произошло в 988 году и связано с именем князя Владимира, которого историки назвали великим, церковь — святым равноапостольным, а народ прозвал Владимиром Красное Солнышко.

Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. По преданию, в эти годы князь был язычником, любителем военных походов и шумных пиров.

Сильная в военном отношении Русь оказалась окруженной менее сильными, но более просвещенными государствами. Все чаще на Руси было слышно слово проповеди истинной веры, появились и первые русские мученики за Христа, обличавшие служение идолам.

Как повествуют летописи о «выборе вер» («испытании вер»), к князю в Киев в 986 году приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников. Послы побывали в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратясь в Киев, они рассказали князю все, что видели, и хвалили православную веру греческую. Однако Владимир не сразу принял христианство.

В 988 году он захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя на Украине) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Источник

Крещение Руси: как это было

История Крещения в картинках

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Что представляла из себя Русь до крещения? Как князь Владимир совершил свой выбор веры? И какую роль сыграл этот выбор в истории государства? Об этом наш иллюстрированный рассказ.

В 988 году великий князь киевский Владимир Святославич преобразил духовную жизнь подвластной ему Руси.

В ту пору Киев поддерживал дружественные отношения с Константинополем, который на Руси именовали Царьградом. Русский правитель договорился о военной помощи с императорами Константином VIII и Василием II. Взамен князь жаждал заключить брак с представительницей императорского дома Анной, и это ему было обещано. В свою очередь Владимир, язычник, сообщил о готовности креститься, ибо Анна не могла стать женой не-христианина. К нему прибыл священник, от которого правитель Руси и принял крещение в Киеве, а вместе с ним — дети, жены, слуги, часть бояр и дружинников. Личное крещение князя не было случайностью или результатом сиюминутного порыва: оно являлось обдуманным шагом опытного политика и предполагало, что со временем произойдет христианизация всей страны.

tema123gavrilova 1

Вот только… невесту не спешили отправлять из Константинополя. При всей благожелательности Владимира Святославича, у него оставался лишь один вариант, как получить свое по соглашению, оплаченному воинской помощью. Он осадил византийский город Корсунь (Херсонес). Печально, что мир между христианскими правителями удалось заключить лишь после того, как одна сторона пошла на обман, а другая добилась своего силой…

Византия вернула себе Корсунь, а Владимир получил Анну в жены. Он не сразу покинул Корсунь, но лишь получив сначала уроки христианского «закона». В «Повесть временных лет» вошла легенда, согласно которой именно здесь великий князь принял новую веру; эту легенду приняли как факт и многие историки. Она не соответствует действительности: крещение совершилось ранее, в «стольном граде» князя. Но именно корсунское духовенство обучало Владимира Святославича как новообращенного.

Вернувшись в Киев, князь ниспроверг языческих идолов, а потом крестил киевлян в реке Почайне, притоке Днепра. На Руси утвердилась церковная иерархия во главе с архиереем в сане митрополита. Архиепископ отправился к Новгороду Великому, епископы — в другие крупные города. Там произошло то же самое, что и в Киеве, — ниспровержение «кумиров» и крещение горожан.

Огромный шаг в судьбах Руси совершался с необыкновенной быстротой. Многое множество раз, особенно в советское время, писали о том, что Русь крестили «огнем и мечом», преодолевая бешеное сопротивление, особенно сильное в Новгороде Великом. Но историческая действительность не такова. На первых порах распространение христианства не вызвало сопротивления. Какое-то недовольство новгородцы проявили, но и оно, судя по всему, оказалось незначительным. В Ростове епископа не приняли, и там новая вера распространялась гораздо медленнее, чем где бы то ни было, и с большим трудом. Возможно, причина состоит в этническом составе тамошнего населения: немалую часть Ростовской земли занимали финно-угорские племена, повсеместно проявившие бóльшую стойкость в язычестве, нежели славянские.

В целом же христианство по всей стране принимали добровольно. Его не пришлось навязывать «огнем и мечом» — это поздний миф, не имеющий под собой подтверждений в древних источниках. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских центрах сделали свое дело: Христова вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно. Не стоит удивляться — к тому времени, когда произошло официальное общегосударственное крещение, христианство уже более века частным образом распространялось на огромных пространствах от Киева до Новгорода. В Киеве задолго до Владимира стояли малые церковки. В дружинах варяжских, находившихся на службе у русских князей, часто встречались простые воины и знатные люди, принявшие Христову веру. Бабка Владимира, княгиня Ольга, тремя десятилетиями ранее посетила столицу Византии и вернулась оттуда христианкой. Откуда быть надрыву и кровопролитию, когда к христианству на Руси давным-давно… привыкли?

1. В древности наши предки были язычниками. В столице Древней Руси, Киеве, были большие языческие святилища. На главном из них, княжеском, стояли идолы, украшенные золотом и серебром. В жертву истуканам языческих «божеств» время от времени приносили людей.

tema123gavrilova 2

2. Киевский князь Владимир Святославич решил переменить веру. Рядом с его владениями существовали большие города с красивыми храмами и чудесным пением, там процветали знания, создавались новые и новые книги. Язычество ничего подобного дать не могло. Князь принялся беседовать с дружиной и представителями разных религий: какую веру ему принять?

tema123gavrilova 3

3. По древней легенде, князь отправил посольство из Киева в Константинополь — столицу могущественной Византийской империи. Русские послы побывали под сводами громадного собора святой Софии. Священники повсюду зажгли свечи и совершили богослужение с такой пышностью и торжественностью, что поразили послов. Те вернулись к Владимиру и рассказали об увиденном с похвалой.

DSC 7701

4. Владимир решил креститься по обряду Константинопольской Церкви. Два императора, которые тогда правили Византией, вели тяжелую войну. Владимир договорился, что пришлет войско им на подмогу, а они отдадут ему в жены свою сестру Анну. Русское войско отправилось в поход.

tema123gavrilova 5

5. Владимира крестил в Киеве священник. Скорее всего, это произошло на берегу реки. После правителя в воду вошли дети и приближенные великого князя. Перестав быть язычником, князь мог стать мужем византийской «принцессы».

tema123gavrilova 6

6. Не дождавшись невесты из Константинополя, Владимир начал было переговоры на эту тему с правителем Корсуня-Херсонеса — богатого византийского города в Крыму. Демонстративно пренебрегая «принцессой» Анной, он предложил отдать ему в жены дочь корсунского «князя». Но ответом на предложение киевского правителя стал издевательский отказ.

tema123gavrilova 7

7. Тогда войско киевского князя пришло в Крым, под стены Херсонеса. Горожане заперли ворота, изготовившись к осаде. Князь велел делать насыпи, дабы преодолеть с их помощью корсунские стены. Но осажденные потихоньку подкапывали насыпи и уносили землю прочь. В результате насыпи никак не могли сравняться со стенами города. Однако Владимир пообещал простоять хоть три года, но все же одолеть упорство защитников.

tema123gavrilova 8

8. Долгая блокада города сделала свое дело: среди горожан нашлись те, кто счел капитуляцию более приемлемым итогом войны, нежели мучительные условия осады. Одним из них стал священник Анастас. Он пустил стрелу с запиской, где советовал «перенять» акведук — трубы, ведущие в город питьевую воду. Когда Корсунь остался без воды, город открыл ворота.

tema123gavrilova 9

9. В итоге Владимир Святославич вошел в город. Не сдержав гнева, он казнил тамошнего стратига с женой, а дочь его отдал в жены одному из своих сторонников. Однако город вовсе не предназначался к разрушению и разграблению. Взяв его, князь принудил Византию исполнить все обязательства по договору.

Читайте также:  какую обувь носить с гипсом

tema123gavrilova 10

10. Вряд ли князь киевский знал славянскую грамоту. Среди корсунских священников были те, кто мог говорить по-славянски и по-варяжски, ибо это был большой торговый город. Они вели беседы с правителем большой северной страны, просвещая его живым словом. Именно тогда Владимир освоил начала христианской веры.

tema123gavrilova 11

11. На византийском корабле, наконец, прибыла принцесса Анна. Она венчалась с Владимиром Святославичем по обряду восточнохристианской Церкви. До нее князь, руководствуясь языческим обычаем, имел многих жен. Теперь он с ними расстался, поскольку христианину нельзя состоять в браке с несколькими женщинами одновременно. Некоторые из прежних супруг Владимира вступили в повторный брак с его вельможами. Другие предпочли воздержаться от новой свадьбы.

tema123gavrilova 12

12. Вернувшись из Корсуня, Владимир приказал разрушить языческие святилища в своей столице. Деревянные истуканы, изображавшие «божеств», полетели в Днепр.

tema123gavrilova 13

13. Киевляне зашли в воду всем многолюдством великого города. За один день приняли Крещение многие тысячи горожан. Обряд совершали священники из свиты Анны, а также Анастас Корсунянин и другие представители духовенства из Корсуня.

tema123gavrilova 14

14. После Крещения в Киеве началось строительство нескольких небольших храмов. Позднее появилась и величественная Десятинная церковь. Столь значительных каменных построек наша страна до того не знала.

tema123gavrilova 15

15. Позднее в храмах возникли школы. Детей учили славянской и греческой грамоте, знакомили их с книгами.

tema123gavrilova 16

16. Эти книги сначала привозили в Киев и другие города Руси из-за рубежа. А потом их стали изготавливать в нашей стране. На Руси возникли собственные книгописные мастерские и отличные живописцы, искусно украшавшие книжную премудрость миниатюрами. Скоро в Киеве появились первые книги, повествующие о русской истории. Их называют летописями. Именно в летописях и сохранился рассказ о том, как была крещена Русь.

tema123gavrilova 17

Рисунки Екатерины Гавриловой

На заставке: К.В. Лебедев. Крещение киевлян. Фрагмент картины

Источник

Крещение Руси

Крещение Руси. Принятие христианства в качестве государственной религии в конце X в. киевским князем Владимиром Святославичем. Традиционная дата события – 988 год.

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:

1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно со­про­во­ж­да­лось соз­да­ни­ем на Ру­си епи­ско­пии (или ар­хи­епи­ско­пии), впо­след­ст­вии по­гиб­шей;

2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;

3) крещение Руси Владимиром;

4) ак­тив­ное цер­ков­ное строи­тель­ст­во и ме­ры по ор­га­ни­зационному оформ­ле­нию Церк­ви, рас­ши­ре­нию епар­хи­аль­ной и при­ход­ской струк­тур, пред­при­ни­мав­шие­ся при ки­ев­ском кн. Яро­сла­ве Вла­ди­ми­ро­ви­че Му­дром и при его пре­ем­ни­ках.

Предпосылки и причины

По со­во­куп­но­сти дан­ных ис­то­рических ис­точ­ни­ков крещение Руси пред­ста­ет как це­ле­на­прав­лен­ный вы­бор кн. Вла­ди­ми­ра, обу­слов­лен­ный его лич­ны­ми ре­лигиозными исканиями и комп­лек­сом внут­ри- и внеш­не­по­ли­ти­че­ских при­чин (не­удов­ле­тво­рён­ность язы­че­ски­ми куль­та­ми в ка­че­ст­ве на­цио­наль­но-кон­со­ли­ди­рую­ще­го фак­то­ра, не­об­хо­ди­мость всту­п­ле­ния Древнерусского государства в чис­ло мировых дер­жав и др.).

По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В ле­то­пи­си сохранилось ска­за­ние об «ис­пы­та­нии вер» кн. Вла­ди­ми­ром. Оно по­ве­ст­ву­ет о по­соль­ст­вах в Ки­ев от му­суль­ман из Волж­ской Бул­га­рии, с латинского За­па­да, от иу­даи­зи­ро­ван­ных ха­зар и из Ви­зан­тии, убе­ж­дав­ших кня­зя при­нять их ве­ру. Вла­ди­мир от­пра­вил соб­ст­вен­ные по­соль­ст­ва «в бол­га­ры», «в нем­цы», «в гре­ки», что­бы «ис­пы­тать их служ­бу». По­сле воз­вра­ще­ния по­сольств он ос­та­но­вил свой вы­бор на хри­сти­ан­ст­ве ви­зантийского об­ря­да, по­ра­зив­ше­го по­слов кра­со­той бо­го­слу­же­ния.

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.

Крещение Владимира и дружины

В от­но­ше­нии об­стоя­тельств и вре­ме­ни кре­ще­ния кн. Вла­ди­ми­ра в древнерусских ис­точ­ни­ках нет един­ст­ва. Со­глас­но «Кор­сун­ской ле­ген­де» – пре­да­нию, ко­то­рое с ру­бе­жа XI–XII вв. во­шло в древнерусское ле­то­пи­са­ние, а за­тем и в Жи­тие св. Вла­ди­ми­ра, князь при­нял кре­ще­ние в за­хва­чен­ном им г. Кор­сунь, цен­тре ви­зантийских вла­де­ний в Кры­му, в 988 г. (од­на­ко фак­ти­че­ски взя­тие Кор­су­ни про­изош­ло, ве­ро­ят­нее все­го, в 989 г.); там же со­стоя­лось бра­ко­со­че­та­ние Вла­ди­ми­ра с се­ст­рой ви­зантийских им­пе­ра­то­ров Ва­си­лия II Бол­га­ро­бой­цы и Кон­стан­ти­на VIII Ан­ной. Су­ще­ст­ву­ет и другая тра­ди­ция, за­фик­си­ро­ван­ная так­же уже в XI в., ко­то­рая при­уро­чи­ва­ет кре­ще­ние Вла­ди­ми­ра к Кие­ву и ко вре­ме­ни за два го­да до взя­тия Кор­су­ни.

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

С 990-х гг. на Ру­си раз­во­ра­чи­ва­ет­ся де­ре­вянное хра­мо­строи­тель­ст­во. Со­глас­но «По­хва­ле кня­зю Вла­ди­ми­ру» (1040-е гг.), на­пи­сан­ной бу­ду­щим митрополитом Ила­рио­ном, при Вла­ди­ми­ре воз­ник­ли и пер­вые мо­на­сты­ри. В 995–996 гг. в Кие­ве бы­ла ос­вя­ще­на пер­вая ка­мен­ная Де­ся­тин­ная цер­ковь, ве­ро­ят­но слу­жив­шая кня­же­ским двор­цо­вым со­бо­ром. С ос­вя­ще­ни­ем этой церк­ви древнерусские ис­точ­ни­ки свя­зы­ва­ют ме­ры государственно вла­сти по ма­те­ри­аль­но­му обес­пе­че­нию цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: на её ну­ж­ды долж­на бы­ла от­чис­лять­ся де­ся­тая часть от со­во­куп­ных кня­же­ских до­хо­дов – де­ся­ти­на, ко­то­рая со­би­ра­лась при Де­ся­тин­ном хра­ме. След­ст­ви­ем крещения Руси в за­ко­но­да­тель­ной об­лас­ти ста­ло раз­де­ле­ние по ви­зантийскому об­раз­цу кня­же­ской и цер­ков­ной (ми­тро­по­личь­ей, епи­скоп­ской) юрис­дик­ций, ко­то­рое древнерусская. тра­ди­ция так­же от­но­сит ко вре­ме­ни прав­ле­ния. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча. В сфе­ре цер­ков­но­го пра­ва ока­за­лись брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния, пре­сту­п­ле­ния про­тив нрав­ст­вен­но­сти, суд над кли­ри­ка­ми и чле­нами их се­мей и т. д. Все эти ус­та­нов­ления на­шли от­ра­же­ние в кня­же­ских ус­та­вах X-XII вв. Важ­ней­шей за­да­чей ста­ло обес­пе­че­ние со­бор­ных и при­ход­ских хра­мов русскими свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми (для че­го де­тей зна­ти на­силь­ст­вен­но от­би­ра­ли «на уче­ние книж­ное»), а так­же бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми.

Христианство в XI-XII вв.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния хри­стиа­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва, обо­зна­чив­шие­ся в хо­де крещения Руси, бы­ли про­дол­же­ны в XI-XII вв. Епар­хи­аль­ная струк­ту­ра сде­ла­лась бо­лее дроб­ной, чис­ло епар­хий воз­рос­ло до двенадцати. О раз­ви­тии в этот пе­ри­од при­ход­ской сис­те­мы труд­но су­дить из-за от­сут­ст­вия дан­ных; ве­ро­ят­но, оно сле­до­ва­ло за раз­ви­ти­ем государственно-административной. струк­ту­ры, т. к. при­ход­ской храм на­хо­дил­ся обыч­но в административном цен­тре (по­гос­те). Со­вер­шен­ст­во­ва­лось цер­ков­но-государственное взаи­мо­дей­ст­вие в об­лас­ти су­да. Воз­рас­тав­шие по­треб­но­сти в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах обес­пе­чи­ва­лись скрип­то­рия­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми при круп­ных мо­на­сты­рях и, ве­ро­ят­но, при епи­скоп­ских ка­фед­рах. Всё это име­ло след­ст­ви­ем и бо­лее ак­тив­ную хри­стиа­ни­за­цию сель­ско­го на­се­ле­ния. По­след­ние све­де­ния о язы­че­ских вы­сту­п­ле­ни­ях в круп­ных го­ро­дах (Нов­го­род, Рос­тов, Яро­славль) от­но­сят­ся к 1070-м гг. С это­го вре­ме­ни язы­че­ст­во как об­щественный фак­тор бо­лее не про­сле­жи­ва­ет­ся.

Значение крещения Руси

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Литература

Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.

Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.

Ща­пов Я. Н. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь Древ­ней Ру­си X–XIII вв. М., 1989.

Читайте также:

Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)

Источник

Как было найдено место крещения князя Владимира

Беседа с церковным археологом и историком Сергеем Беляевым

В дни празднования 1030-летия Крещения Руси мы вспоминаем торжества, проходившие 30 лет назад, когда в стране, еще СССР, отмечали Тысячелетие этого самого значимого в нашей истории события. Одним из участников и свидетелей тех торжеств был Сергей Алексеевич Беляев – известный церковный археолог и историк, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории Российской Академии Наук, определивший как раз тогда, в каком именно храме Херсонеса был крещен равноапостольный князь Владимир. Сергей Алексеевич, много лет проводивший раскопки в Херсонесе, нашел и ту церковь, которую построил князь в память о своем крещении. О том, как были сделаны эти важнейшие открытия, о самих торжествах в честь 1000-летия Крещения Руси – наша беседа.

Город, через который вера Христова пришла на Русь

– Сергей Алексеевич, вы были не только очевидцем, но и активным участником празднеств в честь Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году: выступали с докладами, вели работы по научной подготовке праздника. Какую главную особенность тех торжеств вы бы отметили сейчас?

– Этот праздник был, прежде всего, праздником государственным. Он проходил, еще раз подчеркну, на государственном уровне.

– Скажите, а точное место Крещения князя Владимира специально искалось к празднованиям? Или «так получилось»? И что привело вас именно в Херсонес?

– Нет, цели найти купель князя Владимира именно к празднованию не ставилось.

А что привело в Херсонес. Этот древний город был центром всей моей жизни. Я по специальности историк-археолог, и с первого курса исторического факультета Ленинградского университета моей «узкой темой» была античная археология. Причем античная археология Северного Причерноморья. Как известно, на северном берегу Черного моря было много античных городов.

Читайте также:  какую роль играют наблюдения в астрономии

В 1957–1959 годах я был на раскопках в Симферополе – там находится столица Скифского царства Неаполь Скифский. В те годы нельзя было просто так приехать в Севастополь: он был «закрытым» городом, но главный археолог Крыма П.Н. Шульц (в свое время – в 1920-е годы – выпускник Ленинградского университета) всей нашей экспедиции организовал пропуск в Херсонес. В августе 1958 года я впервые оказался в этом древнем городе. И это была любовь с первого взгляда!

Тогда я еще не отдавал себе отчета в том, что Херсонес – это наш главный центр христианства, через который вера Христова пришла на Русь. Я знал, конечно, основные факты, но всех масштабов этого события и не предполагал…

Сам облик города, его местоположение, его раскопанные здания, его улицы и храмы (еще с начала XX века Херсонес называли «русскими Помпеями») производит неповторимое впечатление!

В отличие от других городов (Пантикопеи, Феодосии) Херсонес был построен из камня. Поэтому и здания, и оборонительные стены, и вообще любые другие постройки здесь сохранились куда лучше, чем в других античных городах Северного Причерноморья. Так что еще и эта сторона поражает человека, который впервые оказывается в Херсонесе. Она поразила и меня.

Сначала я исследовал Херсонес в составе экспедиции Государственного Эрмитажа, куда меня приняли на работу после окончания университета. А потом сам возглавил экспедицию Академии Наук и руководил ею в течение 15 лет. Так что с 1958 года и до сих пор Херсонес – основной центр моей научной деятельности.

«Храм на горе»

– Раскопки в Херсонесе велись ведь еще в XIX веке…

– Да, с 1827 года. Организатором первых раскопок был военно-морской флот – с согласия Государя Александра Павловича, данного еще в начале 1820-х годов. И уже тогда основной целью раскопок, которыми руководил капитан-лейтенант Крузе, было найти место Крещения князя Владимира. Это явствует из сохранившейся переписки между Морским ведомством и русскими Императорами. И вот с этой целью в 1827 году были проведены первые раскопки в Херсонесе: было раскопано три храма (один – более или менее в центре города, два – немного на окраине).

Храм, в котором крестился князь Владимир, начали искать еще в 1827 году

Потом раскопки продолжались Одесским обществом истории и древностей, еще позднее – Императорской Археологической комиссией – главным археологическим учреждением императорской России. Так что к моменту моего появления в Херсонесе была раскопана примерно одна четверть города (около 10 гектар).

– Прежние раскопки, вероятно, в какой-то мере облегчили вам работу?

– У археологов всегда работы хватает: Помпеи раскапываются, по-моему, с 1711 года, и то раскопан далеко еще не весь город.

– А как определяется уровень продвижения к цели, например? Вы ведь тоже искали место Крещения князя Владимира…

– Я место крещения князя Владимира не искал. План работы определяется коллективно, в данном случае – руководством музея-заповедника. Так что если кто из специалистов или археологов имеет желание исследовать что-то определенное, это еще не означает, что он свое желание сможет удовлетворить.

– То есть у вас был просто полигон для работы начинающих археологов?

– Нет-нет-нет, все не так. В Херсонесе очень много чего было раскопано, но еще больше недокопано. Потому что Императорская Археологическая комиссия, которая вела раскопки в Херсонесе с 1888 года и до революции, раскапывала какой-то памятник, работы над ним не завершала, но переходила на другой памятник. Грубо говоря, «снимались сливки», но целиком памятник не открывался. Так получилось и с тем местом, которое руководство Херсонесского музея определило мне для раскопок, для приложения моих знаний.

Но во всем действует Промысл Божий. Лично мне хотелось проводить раскопки в другом месте, раскапывать другой храм, в другой части Херсонесского городища – так называемую «базилику Крузе»: она мне казалась более интересной. Но руководство посчитало, что сначала нужно докопать другой храм, раскопки которого были начаты в 1890 году. Это так называемая «базилика на холме».

«Базилика на холме» – именно тот храм, который князь Владимир построил в память своего Крещения

Конечно, я немножко посетовал, но принялся за дело с полной отдачей… – и смог в очередной раз убедиться в благом действии Промысла Божия! Оказалось, что лучшего участка для раскопок и не придумать, к тому же – и это важнее всего – в ходе работы выяснилось, что эта т.н. «базилика на холме» именно тот храм, который князь Владимир построил в Херсонесе в память своего Крещения! И заложил на Руси традицию ознаменовывать события государственной жизни, общественной жизни и народной, семейной жизни постройкой храмов. Эта традиция получила свое основание здесь, в Херсонесе.

Как известно, согласно русским летописям, князь Владимир перед тем, как отбыть в Киев после принятия Святого Крещения, в память этого важнейшего в его жизни события поставил в Херсонесе храм в честь своего небесного покровителя – святителя Василия Великого. Летопись называет его «храмом на горе». А археологи, не вдаваясь подробно в летописные тексты и учитывая только местоположение, назвали вновь открытый в 1890 году храм «базиликой на холме». Удивительно!

Этот храм был мною полностью раскрыт, была дана также его реконструкция. Результаты работы были опубликованы еще в 1994 году в виде большой статьи в журнале «Византия-Руссика», сейчас я готовлю монографию.

– Какие еще работы, кроме раскопок храма святителя Василия Великого, велись вами в Херсонесе?

– Так получилось, что все мои работы в этом древнем городе связаны с пребыванием здесь князя Владимира и раскрытием событий той поры. Это и само Таинство Крещения князя, и его венчание с царевной Анной, и постройка храма. Конечно, нельзя было обойтись без изучения осады города князем Владимиром. Храм стоит как раз около участка оборонительной стены, которую князь осаждал.

«Посреде града» – посередине или внутри?

– А как и на основании чего удалось определить тот храм, где крестился князь Владимир?

– Наступил такой период в моей жизни, когда экспедиционная работа, очень бурная до этого (я ведь и базу Академии Наук в Херсонесе построил), прервалась, и мне пришлось основное внимание сосредоточить на работе научно-исследовательской. А меня всегда удивляло и поражало, почему многочисленные исследователи, писавшие о Херсонесе – и в дореволюционную, и в советскую эпоху, – ни разу не поставили вопрос о точном определении того места, где князь Владимир принял Святое Крещение и где он венчался с царевной Анной.

В письменных источниках эти места определены очень четко. Но они определены словесно. В частности, сказано в «Повести временных лет» (и в других источниках), что князь Владимир принял Святое Крещение в церкви, которая «стоит посреде града, идеже торг деют корсуняне». А в Херсонесе на тот момент раскопано было около сотни христианских храмов и маленьких часовен, относящихся к византийской эпохе и позднесредневековых. И поэтому надо было выработать те критерии, условия, которые позволили бы конкретизировать поиски именно той церкви, которая стоит, как сказано в летописных текстах, «посреде града, идеже торг деют корсуняне».

До меня всех смущало слово «посреде»: все исследователи воспринимали значение этого слова как «посередине». И искали церковь, которая находится более или менее в топографическом центре Херсонеса.

Такой церковью оказался храм, открытый при первых раскопках в Херсонесе (один из трех храмов) в 1827 году капитан-лейтенантом Крузе. Над этой церковью сейчас стоит новый собор. По сравнению со всеми остальными храмами она расположена более или менее в центре. Но все-таки, выражаясь современным языком, она «не тянет» на кафедральный храм Херсонеса. Ведь, поскольку во всех источниках (и в русских, и в византийских летописях) сказано, что Крещение князя Владимира совершил местный епископ, совершенно ясно, что тот храм, в котором это Таинство свершилось, должен быть кафедральным собором Херсонеса.

И с этого именно факта я начал «раскручивать» историю. Причем процесс был для меня довольно мучительным и занял в принципе много времени. Но как раз к 1988 году основные понятия были выработаны и основная точка зрения сформировалась.

Прежде всего – к восприятию и истолкованию слова «посреде», что далось мне тяжелее всего. Потому что и звучит, да и всеми воспринимается оно как «посередине». Но я очень люблю во время богослужений вслушиваться в тексты Священного Писания и песнопений, которые поют и читают в храме. А в начале каждой вечерни поется Предначинательный псалом, в котором есть такая фраза: «Посреде гор пройдут воды…» Это, конечно, не означает, что вот имеется гряда гор и ровно посередине ее какой-то ручеек течет. Или вот еще другое выражение, уже из Евангелия: очень часто говорится, что Спаситель стоял «посреде учеников Своих». Это, конечно, не значит, что ученики образовывали ровный круг и в центре круга стоял Спаситель. Означает же это то фактически, что была группа людей (как она располагалась – это Одному Богу известно: она могла располагаться, как ей угодно и как ей удобно) и внутри этой группы находился Спаситель. Я бы мог привести еще много других примеров. Чтобы их собрать, мне пришлось не один день просидеть за картотекой в Институте русского языка (там составляют словари XI–XVII и XI–XIV веков). Работая с этой картотекой, я нашел очень много материалов, но в печати привожу только несколько текстов, которые связаны именно с богослужебной церковной жизнью.

– То есть на помощь археологии пришла филология?

– Да. И здесь неоценимую помощь в поддержке моей позиции оказали два наших крупнейших филолога (ныне уже покойные) – Лидия Петровна Жуковская и Дмитрий Сергеевич Лихачев. Хотя у меня с Д.С. Лихачевым и были очень добрые отношения, встречаться с ним я поначалу не рискнул; с Лидией Петровной (она была москвичкой) у меня отношения были более простыми, и она меня поддержала. И на основании всех слов, выписанных из картотеки, на основании словарей латинских, греческих и прочих было признано, что летописное «посреде» означает «внутри». Это соответствует значению данного слова и в греческом, и в латинском языках.

В Евангелии и богослужебных текстах слово «посреде» означает «внутри», «среди», а не «посередине»

А когда я с трясущимися коленками все это изложил Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, он дружески похлопал меня по плечу и сказал: «Так и только так, и никак иначе!» И стало жить намного легче…

Читайте также:  код телефона 977 какой оператор какого региона

Стало быть, можно искать храм не только в топографическом центре, но и внутри стен Херсонеса – практически в любом месте. Это первое.

«Равноапостольный Кирилл помог… найти храм, где крестился князь Владимир»

– Что еще нужно было учесть для определения, в какой именно церкви Херсонеса совершилось Таинство Крещения князя?

– Знание латинского и греческого языков и соответствующих текстов, связанных и с другими эпизодами церковной жизни Херсонеса, привело меня к внимательному знакомству с источниками, которые рассказывают о пребывании в Херсонесе епископа Римского Климента и святого равноапостольного Кирилла. Как известно, равноапостольный Кирилл по дороге в Хазарию оказался в Херсонесе, здесь он узнал, что святые мощи епископа Римского Климента преданы забвению и никто не знает, где они находятся. Равноапостольный Кирилл произвел опрос местных жителей и, выяснив, где они могут быть более или менее точно, произвел первые раскопки в Херсонесе. Так что первым археологом Херсонеса является святой равноапостольный Кирилл.

Я опущу подробности, остановлюсь только на том, что имеет непосредственное отношение к событию Крещения князя Владимира и Крещению Руси.

Так вот, обретенные святые мощи епископа Климента перенесли в город – был совершен крестный ход, – после чего святые мощи положили именно в тот храм. Сохранился отчет обо всех этих «работах» епископа Кирилла – в двух вариантах. Как полагают исследователи, отчет был написан по-гречески и представлен византийскому императору и Константинопольскому патриарху. Это греческий текст, он не сохранился. Но сохранился его славянский перевод. И сохранился еще один текст. И оба эти текста получили свое название: греческий текст и его славянский перевод называется «Корсунская легенда», а тот, что был переведен на латинский язык и получил большее распространение на Западе, – «Итальянская легенда». И в том тексте, который восходит к греческому оригиналу, сказано, что святые мощи епископа Климента были положены в «кафоликон» (то есть в кафедральный храм). А в «Итальянской легенде», в латинском тексте, этот же храм был назван «basilica major». Значит, святые мощи положили в кафедральном храме Херсонеса, который имел архитектурную форму большой базилики. Отсюда явствует, как выглядел кафедральный храм Херсонеса: это – большая базилика.

Это должен был быть кафедральный собор Херсонеса – большая базилика

Среди раскопанных древних храмов Херсонеса имеется примерно 12 базилик, которые относятся к раннему времени (то есть к IV, V, VI векам). Они разного размера, находятся в разных частях города и возникли по разным поводам. Но одна расположена в центре города – не в топографическом центре, а на месте главного языческого храма, который был разрушен. Но судя по текстам, он был разрушен не жителями Херсонеса, не христианами, а во время сильного землетрясения. И как раз в это время вышел указ императора Константина Великого, запрещающий восстанавливать разрушенные языческие храмы.

Тогдашний епископ Херсонеса этим указом воспользовался и на месте языческого храма построил свой кафедральный христианский собор.

Этот храм очень большой, я бы сказал, что он просто грандиозный: его длина почти что 120 метров! Он не уступает по размерам многим базиликам Рима. Потом мне удалось почти тут же найти дом епископа. Так что был найден кафедральный собор Херсонеса!

И для данного вопроса – определения места Крещения и венчания князя Владимира – важны еще некоторые литургические особенности. Основная из них состоит в том, что, как известно, до сих пор при совершении каждой Божественной Литургии перед Херувимской песнью возглашается: «Оглашеннии, изыдите!» То есть некрещеные должны покинуть храм. Этот обычай идет с древних времен, и, чтобы некрещеные не присутствовали при совершении Таинства Евхаристии, еще со второй половины III века, когда церквей как отдельных зданий не было, а молились по домам, стали устраивать особые помещения для совершения Таинства Крещения, которые называли баптистериями, по-русски – «крещальнями».

И еще. Факт общеизвестный, но почему-то при таких изысканиях он практически никогда и никем не принимается во внимание: тогда Таинство Крещения мог совершать только епископ. Это было сделано ради того, чтобы в Церковь не проникли ереси, которых в то время было великое множество. Еще в XII веке Херсонесский епископ извиняется перед кем-то за то, что он не может сам совершить Крещение, поскольку должен ехать на заседание Синода в Константинополь.

И еще одно обстоятельство надо иметь в виду: в те времена Таинство Крещения совершалось только четыре раза в году (сначала – вообще один, потом – четыре). И это нашло отражение в современной литургической практике, когда на Пасху, на Рождество, на Крещение и на Троицу вместо Трисвятого за Литургией поют «Елицы во Христа крестистеся…» Это свидетельство того, что Таинство Крещения могло совершаться в Древней Церкви только в эти дни.

Крещальня в Херсонесе только одна – в том храме, который называется по имени своего исследователя графа Уварова «Уваровской базиликой» – исторически она, согласно письменным источникам, была посвящена святому апостолу Петру. И только в этом храме имеется крещальня. Она сохранилась, это уникальное сооружение – тетракон, или четырехабсидный храм, диаметром 12,5 метров. Две пристройки: одна – для катехизации (подготовки к Таинству Крещения), вторая – для совершения Таинства миропомазания.

Таким образом, имея эти признаки кафедрального храма, довольно легко было установить место и саму церковь.

Храм этот был построен в IV веке при императоре Константине Великом епископом Капитоном, просуществовал до конца XIV – начала XV века – до гибели Херсонеса.

– Вы сразу решили опубликовать свое открытие или еще посоветовались с кем-то из ученого сообщества?

– Нет, я ни с кем не советовался, я сделал доклад на конференции в Петербурге (она была последней по подготовке к празднованию 1000-летия Крещения Руси), проходила в конце января – первых числах февраля 1988 года. На этой конференции было очень много ученых и исследователей из разных стран. Это было первым таким соединением преподавателей и священнослужителей Русской Православной Церкви, сотрудников Академии Наук и всех университетов, а также большого количества иностранных участников, как светских, так и церковных.

На этой конференции присутствовал, в частности, отец Иоанн Мейендорф, который очень лестно отозвался о моем докладе. Сказал, что его надо бы было сделать основным. У меня после этой конференции с отцом Иоанном завязалась дружба на всю жизнь, до самой его кончины: мы и совместно работали, и виделись, и много говорили на разные темы.

«Это было Торжество Православия»

– А само празднование 1000-летия Крещения Руси помните? Поделитесь, как это было.

– Конечно, помню! Торжества продолжались целую неделю: открылись Божественной Литургией в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. Может быть, не все об этом даже и знают, но на торжествах в Москве присутствовали (сами или через своих представителей) все Поместные автокефальные Православные Церкви. То есть Тысячелетие Крещения Руси явилось подлинным Торжеством Православия! Торжеством всего мирового Православия. Представители всех Церквей участвовали во всех богослужениях – и в Елоховском соборе, и в ряде других храмов. Так что наш праздник явился общеправославным, вселенским! И мало кто знает о том, что впервые телевизионная трансляция праздника из Советского Союза велась на зарубежные страны! Впервые велась такая трансляция на Германию, Австрию, Балканы… – все основные моменты празднования 1000-летия Крещения Руси транслировались за рубеж. Во всяком случае, богослужения в Елоховском соборе и в Свято-Даниловом монастыре. Я молился за каждым из этих богослужений.

– Сергей Алексеевич, какое было основное чувство в те дни?

– Конечно, не передать тех ощущений, тех чувств, которые ты испытывал тогда, 30 лет назад. Надо учитывать еще и то, на каком общественно-политическом фоне происходило празднование: ведь еще за два-три года до этого в стране господствовала безбожная власть! Еще недавно вовсю торжествовала атеистическая пропаганда! Конечно, она была в меньших формах, в меньшем объеме, чем, скажем, в 1960-е или 1970-е годы, но она была! И вот тут – это Вселенское Торжество, эта вселенская радость – безграничная радость! Это очень трудно передать и очень трудно описать. Ты чувствовал, что открывается новая эпоха! И дело, конечно же, не в политических переменах, а в раскрепощении человеческого духа и в утверждении христианства! И недаром этот период нашей истории называется многими «вторым Крещением Руси».

Незабываемое впечатление оставил у меня вечер в Большом театре – финал торжеств. Зал был переполнен. У меня было место в партере, довольно близко к сцене. И я помню, насколько неожиданным было увидеть на сцене изображения крестов, храмов и монастырей. Я не говорю о божественных звуках песнопений, которые лились со сцены.

И совершенно уж неожиданным и непостижимым было первое появление в светском общественном месте Святейшего Патриарха Пимена! Он вошел перед началом концерта в Царску ложу – и весь зал встал! Это надо было ощущать, надо было видеть, это надо было пережить!

А сам концерт! Чтобы в Большом театре в честь церковного юбилея проходил концерт, да еще на таком уровне и с такими артистами! Я за свою жизнь многое видел и многое слышал. Например, я слышал исполнение великим Козловским песнопения «Ныне отпущаеши» в Елоховском соборе Москвы, я помню это тоже отчетливо. Но здесь было совсем другое…

И, конечно, заключительный аккорд празднеств – Литургия в Даниловом монастыре. Я бы назвал это Литургией всей России, которая явилась прологом к возрождению нашей страны!

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Adblock
detector