- Котлас
- Котлас: реки и железные дороги
- Материал понравился:
- Река Вычегда.
- География
- Населённые пункты
- Гидрология
- Флора и фауна:
- Котлас
- Содержание
- Климат
- Муниципальное образование
- Символы города
- Котласлаг
- История
- Население
- Транспорт
- Экономика
- Культура
- Достопримечательности
- Средства массовой информации
- Телевидение
- Радио
- Печатные
- Города-побратимы
- Отражение в кинематографе
- Отражение в литературе
Котлас
7 материалов по 3 объектам, 91 фотография
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Котласе.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Котлас: реки и железные дороги
Материал понравился:
Не все даже областные центры в России могут похвастаться наличием прямого сообщения со столицей. А вот в расписании железнодорожной станции Котлас Южный можно найти прямые поезда до Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова, Архангельска, Сыктывкара, Воркуты, возможно и еще куда-нибудь. На первый взгляд, это немного странно, ведь Котлас совсем небольшой город (около 60 тысяч человек) и имеет статус райцентра Архангельской области.
Станция Котлас Южный — главный пассажирский вокзал. Есть еще Котлас Северный и Котлас Узел.
Началось все в 1894 году, когда государственная экспедиция во главе с министром финансов С.Ю.Витте выбирала место для будущей базы военно-морского флота России. Путь их лежал в Мурманск, по Северной Двине, через место слияния двух рек — Двины и Вычегды. В то время там, конечно, не было города, а были три деревни — Петрухинская, Жернаково и (кто бы мог подумать?) Котлас.
Витте, в то время еще не так давно оставивший пост Министра путей сообщений, мимоходом смог оценить стратегическое расположение места, как перевалочной базы грузов с железной дороги на речные суда. Берега высокие, воды глубокие. После экспедиции такое решение и приняли — строить железную дорогу Пермь — Котлас (военно-морскую базу, кстати, построили, в конце концов, в Кронштадте, но это уже совсем другая история).
Краеведы говорят, что история Котласа уходит корнями в глубь веков и начинается еще в XIV веке, что местные деревни помнят походы Ермака, власть купцов Строгановых и другие события. Но по-настоящему развитие населенного пункта начинается именно со строительства железной дороги. Уже к 1917 году Котлас становится городом. Возможно, он бы и раньше получил статус города. но во время Первой мировой войны было как-то недосуг.
И по сей день Котлас — это крупный железнодорожный узел. Только сейчас это уже не просто перевалочная база с железной дороги на реку. Сюда добавилась еще одна железная дорога — от Москвы с одной стороны и до Воркуты с другой. Ее строили ударными темпами, так как готовились к войне и стране нужен был воркутинский уголь. Успели, первый состав с углем прошел через Котлас в 1939 году.
Кроме этого. в 2001 году открыли автомобильное движение через Двину, шоссе стало частью «Северного коридора». Так что теперь в город попадают не только по железной дороге, но автомобилем. Автомобильная дорога также внесла свои изменения в жизнь города — появилось много дешевых полезных товаров, с другой стороны водный транспорт совсем потерял актуальность, даже речной вокзал пришлось закрыть.
И аэропорт. Правда, он способен принимать только небольшие самолеты типа Ан-24 или Як-40. Когда-то он был весьма оживленным и в залах ожидания не хватало мест, сегодня туда летает всего несколько регулярных рейсов. Такова судьба российских местных авиалиний.
Сам же город остался таким же, каким и был много лет назад, небольшим, провинциальным, с деревянными домами, памятниками Ленину, жидким асфальтом, неторопливым укладом жизни.
Про некоторые Котласские места я кое-что написал в подписях к фото.
Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот материал в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
Река Вычегда.
Вы́чегда (Эжваkv) — река на севере Европейской части России в Республике Коми и Архангельской области, второй по размеру после Сухоны приток Северной Двины.
Вечерний туман на Вычегде.
География
Длина — 1130 км, площадь бассейна — 121 тыс. км².
Рельеф бассейна сложился в результате неоднократных оледенений и особенно последней трансгрессии Северного моря. Поверхность равнинная со средней высотой 120—150 м. Речные долины широкие, аллювиальные долины узкие, без террас.
Бассейн сложен пермскими отложениями (глины, мергели), каменноугольным известняком, юрскими и меловыми породами, перекрытыми четвертичными отложениями.
Площадь бассейна покрыта таёжными лесами (ель, сосна, берёза и др.), распространены болота (заболоченность до 18,6 %).
Ледоход на Вычегре
Русло извилистое, уклон реки незначителен (0,000162). Река Вычегда начало на южной окраине Тиманского кряжа в болоте Дзюр-Нюр из слияния двух ручьёв — Лун-Бож и Вой-Вож.
Подвижки льда на р. Вычегда у с. Межог
Разделяется на Верхнюю (от истока до впадения Нем, 346 км), Среднюю (от Усть-Нема до впадения Сысолы, 489 км) и Нижнюю Вычегду (от реки Вымь, до устья, 296 км). Впадает в Северную Двину вблизи города Котлас. Протекает по территориям Республики Коми и Архангельской области
Река Вычегда. Автор Наталия Михайлова.
Верхние участки бассейна Верхней Вычегды представляют собой расчленённое холмистое плато высотой 200—250 м. Долина шириной до 150—200 м, врезана на 20—40 м. Русло извилистое, много порогов, отмелей, течение быстрое (0,6—0,7 м/сек). Ширина реки от 15—20 м до 80—100 м, средняя глубина 3 м (наивысшая до 10 м).
Ледоход на Вычегде
Бассейн Средней Вычегды занимает обширную равнину между Тиманским кряжем и возвышенностью Северные Увалы. В верхнем участке течёт по Керчемской долине, расположенной между Немской возвышенностью и возвышенностью Жежимпарма. Ниже — по широкой равнинной низине, отличающейся большой заболоченностью.
Вид на Вычегду из Тентюково.
В правой части бассейна распространены озера (Донты, Синдорское). Развит карст (рр. Нем, Северная Кельтма, Вымь). Долина шириной до 10 км. Пойма широкая, обычно двусторонняя, заросла лугами, заболочена, много проток (полоев), стариц. Русло от 100 до 680 м шириной, песчано-глинистое с галькой, неустойчивое с перекатами (свыше 120), отмелями и островами. Глубина на перекатах до 0,5 м, на плёсах 1,5—5 м. Скорость течения 0,3—0,6 м/сек (летняя межень) до 1,5—1,8 м/сек (половодье). Вычегда относится к рекам с незавершённым меандрированием.
Берег Вычегды. Микунь
Река Вычегда принимает в себя 1137 притоков. Среди них наиболее крупные: Воль, Вишера, Вымь, Елва, Яренга — справа; Южная Мылва, Нем, Северная Кельтма, Локчим, Сысола, Виледь — слева. Часть притоков имеет большое рыбохозяйственное значение (нерестовые реки для сёмги): Северная Кельтма, Вымь и др.
Судоходство на реке Вычегра
Сплавная. Весной судоходна до пристани Вольдино (959 км), в летне-осенний период — до Усть-Кулома (693 км).
По неустойчивости русла и подвижности песков Вычегда занимает первое место в России, что усложняет обеспечение судоходства.
Главные пристани: Сольвычегодск, Яренск, Межог, Айкино, Сыктывкар, Усть-Кулом.
Населённые пункты
Город Сыктывкар, пригородные посёлки Седкыркещ, Краснозатонский, посёлки городского типа Вычегодский и Жешарт, город Коряжма, город Котлас, город Сольвычегодск, район г. Сыктывкара – Эжва, деревни Аникеевка, Ануфриевка и др.
Май 2010 г. Коряжма
Устье реки Вычегда, город Котлас
Гидрология
Питание снеговое (43—48 %), велика доля подземного (до 35—40 %), что объясняется распространением карстующих пород (известняки, доломит). Водность — от 162 (Усть-Нем) до 601 м³/сек (Сыктывкар). Во время весенних половодий река поднимается на несколько метров (у Сыктывкара — от 2 до 6) над средним меженным уровнем, затопляя пойму на многие километры вширь. Среднегодовой расход воды — близ устья — 1160 м³/сек.
Среднемесячные расходы воды в реке (м³/с) в районе д. Федяково (65 км от устья) с 1962 по 1999 год
Интересные факты
Древнее название реки на языке коми — Эжва, что значит «луговая вода»Туркин А. — Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1986—144 с. (по другой версии — «жёлтая вода»Хрусталев А. // «Вечерний Котлас», 14.04.2008).
Название «Вычегда» носил фирменный поезд РЖД № 24 сообщением Москва — Сыктывкар. После переименован в «Сыктывкар».
Флора и фауна:
Площадь бассейна реки Вычегда покрыта таёжными лесами (ель, сосна, берёза и др.)
Рыболовы на Вычегре
Любители рыбалки смогут поохотится на таких представителей ихтиофауны:
Голавль; Девятииглая колюшка; Еpш обыкновенный; Евpопейская pяпушка; Евpопейская коpюшка; Евpопейский хаpиус; Золотой каpась; Кумжа; Лещ; Налим; Нельма; Обыкновенная щука; Обыкновенный гольян; Обыкновенный елец; Обыкновенный подкаменщик; Озерный гольян; Окунь; Пескарь; Плотва; Речной угоpь; Семга-лосось атлантический; Сиг обыкновенный; Стеpлядь; Тихоокеанская минога; Усатый голец; Язь.
Котлас
Город расположен в районе впадения Вычегды в Северную Двину, в 600 км от Архангельска.
Содержание
Климат
В Котласе умеренно-континентальный климат с продолжительной зимой и коротким тёплым летом.
Муниципальное образование
В 2004 году был образован муниципальный район «Котлас», состоявший из 2 городских поселений:
Эта структура встретила множество возражений, и в 2005 году муниципальное образование «Котлас» получило статус городского округа, состоящего из 4 населённых пунктов.
Котлас также является центром сельского поселения Черемушское Котласского района.
Символы города
В поле стального цвета, олицетворяющего Север, расположена трехконечная звезда голубого цвета, окаймленная узкой золотой полоской, символ слияния 2 рек: Вычегды и Северной Двины, где расположен город. Звезду охватывает золотая полушестерня, рядом с которой находятся золотые эмблемы, символизирующие воздушный, железнодорожный и речной транспорт. В нижней части герба маленькая золотая елочка. Венчает герб флаг РСФСР, на голубой полосе которого дата образования города «1917», а на красной — название города «КОТЛАС». Буквы, цифры и узкая кайма золотого цвета. Герб рассказывает о том, что город крупный промышленный центр, транспортный узел с комплексом деревообрабатывающих предприятий |
В червлёном поле лазоревая, окантованная золотом трехлучевая звезда, верхний луч которой обременён золотой звездой о восьми лучах и сопровожден по сторонам двумя такими же звездами и выше них двумя золотыми елями; поверх всего – золотое окрыленное железнодорожное колесо (колесо в центре трехлучевой звезды, крылья выходят за её пределы ниже звезд, сопровождающих её верхний луч). |
В Положении о гербе Котласа дано толкование герба:
Гласный герб. В переводе с зырянского языка Котлас (Кодлас) означает «вход». Это действительно ворота на Север, в Сибирь, в Чудь Заволоцкую. Это крупный промышленно-транспортный узел Европейского Севера России. Три луча звезды символизируют средоточие трёх больших рек, в пересечении которых и образовался Котлас. Три звезды означают деревни, первоначально вошедшие в городскую черту: Жернаково, Осокориха, Петрухонская. Дугообразное расположение звёзд означает крупнейшие в регионе мосты через Северную Двину — автомобильный и железнодорожный. Крылатое колесо олицетворяет железнодорожный транспорт, развитие которого дало толчок образованию города. Ёлочки — знак лесного края, а также лесопереработки. Доминирующий золотой цвет элементов герба символизирует восход, расцвет, прогресс развивающегося города.
Котласлаг
6 июня 1931 года был образован «Котласский пересыльный пункт Усть-Вымского ИТЛ ОГПУ». Его профилем было хранение грузов и их транспортировка в лагеря Коми АССР и переотправка этапов заключенных. [8] С 1938 года Котласская пересылка явлась самостоятельным учреждением ГУЛАГа. С мая 1940 года пересыльный пункт преобразован в Котласский отдел Главного управления лагерей железнодорожного строительства ГУЛЖДС. С этого времени количество заключенных составляло от 6 до 7 тысяч. [9] :с. 411
История
На языке разных народностей (шорцы, кеты, самодийцы, коми и др.) топоним Пырас переводится как «кедровая река», «желтая река», «вход».
Именно здесь святой Стефан Пермский начал свою проповедь среди коми [11] в 1379 году.
Первое упоминание названия «Кодлас» (Котлас) относится к первой четверти XVII века в связи с попыткой братьев Андрея и Петра Семеновичей именитого рода Строгановых купить данное селение в личное пользование. Для этой цели ими была подписана «Уговорная память», которую составил кабальный человек Петра Строганова Жданко Соломат. Точной датировки данный документ не имеет, но, судя по всему, относится к 1617—1625 годам. [12] В соответствии с этим документом Кодлас должен был не только отойти к вотчине Строгановых, но и в дальнейшем войти в состав Сольвычегодского уезда. По всей вероятности, именно это и произошло с деревнями, оказавшимися чуть позже на территории Антоновского общества Метлинской волости.
В 1634 году на географических картах, напечатанных в Голландии, отмечен Котлас. Северная Двина в XVII веке была единственной водной артерией для иностранцев, чтобы попасть в Московию, и хорошо описана. [13]
В 1697 году упоминалось название реки Котлас:
А межа той деревне от водочерпа по речке Нимянде, до зимней большия дороги, до звоза, и по зимней дороге пеперек с нижнего конца, в Котлас-речку, и вверх по Котласу до Чёрной руды
В 1677 году в Амстердаме вышла в свет книга Бальтазара Койэтта — богатого нидерландского купца из дворян в которой описывается путь от Архангельска до Вологды по рекам Северной Двине и Сухоне. В ней упоминается Пырас.
Когда мы проехали мимо Комарицы и Туровецкой 11 октября 1675 года, здесь нам подул сносный ветер, который помог нам через большую часть мелей у Пыраса, некоего места, лежащего верстах 30 или 40, то есть 7 миль от Устюга… 12 октября пришли к разным деревням, лежавшим по обе стороны пути. По левую сторону лежало очень большое село Вотложемское-Пречистенское, где мы простояли весь день и следующую ночь. Дело было в том, что смотритель лодки с лошадьми пришёл утром к его превосходительству и сообщил, что лодка с лошадьми засела на Пырасе, где глубина воды была не более 4 пяденей.
А. Фирсов, посетивший Котлас около 1905 года, описывает город [19] :
Подошли к пристани, к слову сказать, во время вечерних стоянок парохода освещаемой электричеством, проводимым с парохода же. Берег очень высокий; на нём поставлен целый ряд товарных складов, от которых проведены к реке деревянные скаты для нагрузки грузов на суда. Внизу проложены железнодорожные пути. Само село очень невелико, и наибольшее число построек принадлежит железной дороге. Каменный храм велик, но самой ординарной архитектуры. Железнодорожный вокзал, одноэтажное кирпичное здание, отстоит от пристани почти па версту; пассажирам переправляться приходится пешком, а багаж, конечно, некрупный, перетаскивают мальчишки, во множестве толпящиеся на пристани. На противоположном берегу растянулось село Вандокурское, население которого в огромном количестве взращивает капусту, отправляемую в Сольвычегодск, Устюг и Вологду. На берегу, над пристанью воздвигнута высокая триумфальная арка в честь посещения села великим князем Сергеем Александровичем. Над аркою устроен длинный балкон с башенками, откуда открывается чудный вид на далеко убегающую задвинскую долину, окрестные селения и широкую стальную полосу реки.
17 февраля 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Котлас был выделен в самостоятельную административную единицу областного подчинения.
В годы войны после завершения строительства Северо-Печорской железной дороги Котлас превратился в крупный транспортный узел. 28 декабря 1941 года из Воркуты был отправлен первый поезд по новой магистрали. В середине лета 1942 г. Северо-Печорская магистраль была введена в постоянную эксплуатацию на участке Воркута-Котлас-Коноша.
В 1957 году был построен новый железнодорожный вокзал.
Население
Год | Население |
---|---|
1911 | 600 |
1926 | 4000 |
1931 | 5500 |
1939 | 17 300 |
1959 | 52 608 |
1962 | 56 000 |
1967 | 61 000 |
1970 | 55 661 |
1979 | 61 454 |
1989 | 68 021 |
2002 | ? |
2010 | 60 562 |
Источник |
Транспорт
В транспортную систему города входит «Аэропорт Котлас», вокзал — крупный железнодорожный узел как пассажирских, так и грузовых перевозок.
В городе планируется строительство авто-дороги Киров-Котлас-Архангельск.Дорога будет начинаться в Южном микрорайоне города и пойдёт через Черёмушский сельсовет. [источник не указан 199 дней]
Экономика
Основа экономики Котласа — железная дорога и связанные с ней предприятия. Эта отрасль приносит 40-45 % всех поступлений в бюджет муниципального образования «Котлас». Основное предприятие — Сольвычегодское отделение Северной железной дороги — расположено в посёлке Вычегодский. В сфере железнодорожного транспорта есть постоянный спрос на квалифицированные кадры, а зарплаты выше, чем в среднем по городу.
Доля промышленности в отраслевой структуре экономики Котласа составляет 16 %. Большинство предприятий советского периода сумели сохранить свой профиль при переходе на рыночную экономику. Исключение составили мясокомбинат, после банкротства проданный по частям, и хлебокомбинат, который оказался слишком велик для современных условий. Вероятно, избежать других банкротств помогло вмешательство местной администрации, контролировавшей все процедуры банкротства и назначение управляющих и помогавшей в поиске инвесторов. Тем не менее, некоторые предприятия сократили объёмы и ассортимент производства.
Построенный в 2001 году мост через Северную Двину обеспечил связь Котласа по автодороге с Архангельском, Вологдой, Кировом и др. С одной стороны, это послужило толчком к развитию промышленности и увеличению объёмов производства, с другой — увеличило конкуренцию, приведя на котласский рынок товары из других городов.
Серьёзная проблема для экономики Котласа — отсутствие в городе производства электроэнергии. Цена на электроэнергию в районе на 80 % выше, чем в соседних регионах. Город обеспечивается электричеством от Северодвинской и Архангельской ТЭЦ, работающих на привозном угле и мазуте и энергоузла Котласского ЦБК, который работает на газе. [26] Подведение газопровода высокого давления к Архангельску и Северодвинску должно снизить себестоимость продукции и положительно повлиять на развитие промышленности в городе.
Основные сферы промышленности Котласа: машиностроение и металлообработка (49 %), лесная и деревообрабатывающая промышленность (22 %), пищевая (16 %).
6 % производства приходится на строительство. В послеперестроечные годы после прекращения финансирования строительства жилья из федерального и ведомственных бюджетов эта сфера производства в Котласе практически сошла на нет. В 2000-х годах объёмы производства резко увеличились, так, за 2007 год они выросли на 38 %. Большая часть строительства ведётся на средства частных инвесторов. Строящиеся квартиры пользуются спросом у горожан и привлекают в город военнослужащих в запасе, реализующих жилищные сертификаты.
Возможности точечной застройки в городе практически исчерпаны, необходимо освоение районов, не обеспеченных инфраструктурой. Муниципалитет принимает участие в строительстве объектов инфраструктуры, что должно упростить строительство на новых территориях. 22 % жилого фонда (2008) составляет ветхое и аварийное жильё, с 2005 года ведётся строительство социального жилья для его замещения. Администрация муниципального образования активно участвует в областных и федеральных программах финансирования строительства, что позволяет при минимальных затратах из городского бюджета поддерживать высокие темпы строительства — в 2008 году Котлас занимал 1 место по вводу жилья на душу населения в области.
Основные предприятия города:
Культура
В Котласе действует Котласский драматический театр, а также Котласский Краеведческий музей.
Достопримечательности
Средства массовой информации
Телевидение
Радио
Печатные
Города-побратимы
Отражение в кинематографе
В фильме Стенли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу», город Котлас подвергается атомной бомбардировке, что запускает машину судного дня, и, как следствие, приводит к ядерному апокалипсису.
Отражение в литературе
— Откуда ты. — спросил он, пораженный встречей, всем видом страшно исхудалого, неузнаваемо изменившегося Тимофея. — Откуда не возвертаются… Из ссылки… Из Котласу. — Неужли убег? — Убег…